Пт, 26 апреля, 00:51 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Непревзойденный мастер комедии («Вести республики»)

Непревзойденный мастер комедии («Вести республики»)

27.09.2013 14:40

Гарун Махмудович Батукаев, первый чеченский профессиональный режиссер, еще в 1936 году окончил режиссерский факультет Московского Государственного Института Театрального Искусства.

Его дипломной работой был спектакль «Храбрый Кикила» по одноименной пьесе грузинских авторов Г. Нахуцришвили и Б. Гамрекели. В следующем году исполнится 100 лет Гаруну Батукаеву.

Родился Гарун Батукаев в Грозном, в семье купца из Старой Сунжи. Был долгожданным и желанным ребенком, ибо мальчики в семье купца Махмуда почему-то не выживали. Эта была большая драма для родителей. И когда 23 сентября 1914 года родился еще один ребенок мужского пола, то дед Гаруна Чину-Хаджи пригласил в дом известного богослова из Бердыкеля, с просьбой прочитать мовлид в честь новорожденного и дать ему имя. Мальчика нарекли громким именем Харон-Аль-Рашид. Имя всем очень понравилось, однако для ребенка оно было весьма громоздким. И поэтому вначале он был просто Хароном, а после учебы в Москве, для пущей важности стал Гаруном. Во всяком случае, в театральных кругах Северного Кавказа его величали Гаруном Махмудовичем. Гарун рос очень смышленым мальчиком. Успешно окончил школу, поступил на курсы учителей начальных классов, после окончания которых был направлен в Шали сельским учителем. Но в те годы учитель – это было намного больше, чем просто учитель. Прежде всего, учитель принимал самое активное участие в общественной жизни села, района, республики. Основные усилия любого учителя были направлены на ликвидацию сплошной безрамотности. Для этого создавались в каждом селе избы-читальни. При каждой избе-читальне были всевозможные самодеятельные кружки. Один из таких кружков – драматический – создал и Гарун Батукаев. Участники драматического кружка ставили скетчи, интермедии, одноактные пьесы. В те времена регулярно проводились смотры, конкурсы, фестивали районного, а затем и республиканского масштаба. Драматический кружок под руководством Гаруна Батукаева постоянно брал призовые места. Самодеятельного режиссера заметили, оценили и пригласили в Грозный руководить клубом «Пролетбат». И здесь неутомимый активист начал работать засучив рукава. Готовил литературно-музыкальные композиции, ставил интермедии и скетчи. Тексты писал сам. В них, как правило, высмеивалось уходящее темное и уродливое, приветствовалось все новое, советское и молодое. Рабочий люд Грозного гурьбой шел на эти представления, чтобы послушать озорные куплеты, зажигательную музыку, посмеяться над сатирическими сценками. Гарун Батукаев стал знаменитостью местного масштаба. В отделе политпроса души не чаяли в талантливом молодом человеке. В 1931 году Гаруна Батукаева руководство города отправляет на учебу в Москву в театральный институт. И надо ему отдать должное в Москве он учился с особым рвением. Любознательный юноша из Чечни перечитал почти всю Западно-Европейскую литературу. Изучил русскую литературу. Посещал театры и концертные залы, художественные выставки и литературные вечера. Гарун Батукаев от природы был одаренным человеком, годы учебы в Москве сделали из него высокообразованного профессионала. И, наверное, поэтому первая же его постановка, спектакль «Храбрый Кикила» стал знаменательным событием в культурной жизни Чечено-Ингушетии. Учитывая, что театр – искусство синтетическое Гарун Батукаев привлек к работе над спектаклем и композитора Умара Димаева и поэта Арби Мамакаева. Задействовал блестящий актерский ансамбль: Яраг1и Зубайраев, Абухаджи Туликов, Исмаил Ибрагимов, Асет Исаева и блистательный актер Мовжди Бадуев был в главной роли. Получился красочный и жизнеутверждающий спектакль, который каждый раз проходил при аншлаге. Люди сидели даже в проходах между рядами кресел. Такого успеха театр еще не знал. Вслед за спектаклем «Храбрый Кикила» Гарун Батукаев ставит нашумевший спектакль «Праздник колхозника» по одноименной пьесе Нурдина Музаева. И опять творческое содружество виртуозов чеченской культуры. Музыку к спектаклю пишет чеченский Моцарт Умар Димаев, а стихи Арби Мамакаев. Ведь по заказу режиссера Гаруна Батукаева именно к спектаклю «Праздник колхозника» написаны Арби Мамакаевым, впоследствии ставшие широко известными песни «Хьалаг1аттал, Асет хьо хьала»… и «Зезаг ду бацалахь лепаш», во всяком случае, так утверждал сам режиссер Гарун Батукаев, в личной беседе с автором данной статьи. В спектакле было много веселья, песен и танцев. Он прошел с оглушительным успехом. Гарун Батукаев шаг за шагом становился всеобщим любимцем и у него были далеко идущие творческие планы. Осенью 1937 года основоположник чеченской литературы Саид Бадуев принес в театр свою пьесу «Петимат». Гарун Батукаев взялся за ее постановку. Режиссер работал в тесном контакте с автором пьесы. Многие картинки и реплики пьесы менялись тут же, по ходу репетиций. Спектакль рождался в жестких спорах. Долгими часами обсуждалась каждая мизансцена будущего спектакля. Дискутировали не только автор пьесы и постановщик спектакля. В этих жарких спорах принимали активное участие и актеры исполнители главных ролей. Роль Петимат готовила юная красавица Тамара Алиева, роль Мусоста была у Яраг1и Зубайраева. Над ролью Калы работал Мовжди Бадуев. Однако накануне премьеры внезапно арестовали Саида Бадуева и спектакль сняли с показа. Наложили вето на все произведения Саида Бадуева. Время было тревожное. В стране гарцевал культ личности Сталин, и зловещая тройка без суда и следствия отправляла людей на эшафот. Многие представители чеченской интеллигенции бесследно исчезли за мрачными стенами НКВД. Над гражданами страны Советов довлел страх. В таких условиях весьма сложно было работать, но Чечено-Ингушский государственный драматический театр собрал волю в кулак и успешно преодолел шоковое состояние. К открытию летнего сезона 1938 года театр подготовил спектакль «Асет» по одноименной пьесе Нурдина Музаева. Спектакль о будничных хлопотах и заботах сельской молодежи. Главная героиня Асет – олицетворение передовой молодежи тех лет, своеобразный идеал на кого должны равняться остальные юноши и девушки чеченских аулов. Постановщиком спектакля был Гарун Батукаев. Написал пьесу «Зайнап» и другой чеченский писатель Билал Саидов. И опять Гарун Батукаев ставит масштабный спектакль по этой пьесе о незавидной доле безграмотной чеченской женщины. При такой интенсивной работе талантливый режиссер Гарун Батукаев успевает отслеживать и новинки драматургии братских республик. Пьеса грузинского драматурга Г. Мдивани «Честь» привлекает режиссера героическим патриотизмом. После кропотливой работы над этой пьесой Гарун Батукаев представил на суд зрителя серьезный спектакль о мужественных защитниках отечества.

К 125-летию одного из величайших русских поэтов М.Ю. Лермонтова, театр выбрал для постановки его роман «Герой нашего времени», вернее одну из самых трогательных частей романа «Бэла». Гарун Батукаев долго и тщательно готовился к этой постановке. Ревностно отбирал актерский ансамбль. Обсуждал декорации каждой мизансцены с художником Э. Бернгардом. Долго подбирал музыку с известным композитором А. Александровым. Наверное, поэтому и спектакль получился на славу. Грандиозный успех спектакля вместе с талантливым режиссером Гаруном Батукаевым делили и незаурядные актеры нашего национального театра. Несравненная Тамара Алиева – в роли Бэлы. Т. Мальсагов – исполнитель роли Печорина. Заслуженный артист ЧИАССР Мовжди Бадуев – в роли Максим Максимыча. А вот роль Азамата, брата Бэлы, играл сам режиссер спектакля, Гарун Батукаев.

Плоть от плоти своего народа режиссер Гарун Батукаев очень хорошо знал и любил героическую историю чеченского народа. Изучал устное народное творчество. Мечтал поставить добротный спектакль о старине далекой. Долго ждал пьесу на эту тему. Просил ее написать драматургов своих современников. Но такой пьесы не было. И тогда Гарун Батукаев обратился к поэту Магомеду Гадаеву с просьбой инсценировать героический эпос. После долгих раздумий выбрали народную песнь «Адин Сурхо». Долгими ночами поэт и режиссер работали с завидным усердием над инсценировкой широко известного илли «Адин Сурхо». Спектакль приурочили к десятилетнему юбилею Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Получилась историческая драма в четырех действиях. Искушенный зритель был в радостном ожидании премьеры. Но тут началась война и Родина забила в набат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»… Многие актеры ушли на фронт. Рвался на фронт и Гарун Батукаев, но тогдашнее руководство Чечено-Ингушетии отказало ему в просьбе. Как единственный режиссер чеченец он необходим был в тылу для комплектации концертных бригад. Зато его прославленный спектакль «Адин Сурхо» прошел по всем прифронтовым подмосткам. Роль Сурхо исполнял Ваха Ахмедович Татаев, в роли матери Сурхо выступала Асет Марцаровна Исаева. Князя Мусоста играл Тапа Мальсагов. Бойцы Красной Армии с огромным удовольствием смотрели этот спектакль. Летом 1942 года труппа Чечено-Ингушского государственного драматического театра выехала в город Армавир, где вел ожесточенные бои Чечено-Ингушский кавалерийский полк под командованием Мовлади Висаитова. Поездка в Армавир далеко не единственная. Вдоль и поперек исколесили актеры Чечено-Ингушского театра весь Северный Кавказ в первые годы войны. Помимо этого коллективом театра под руководством режиссера Гаруна Батукаева давались представления в госпиталях, в призывных пунктах и просто перед населением высокогорных районов Чечено-Ингушетии. Работал театр и на стационаре, спектакли не прекращались ни на один день. Даже 22 февраля 1944 года в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре шла героическая драма «Адин Сурхо», когда около 20 часов в зрительный зал вошли НКВДешники и директор театра Абдула Хамидов объявил: «Спектакль отменяется…» Так театр на долгие тринадцать лет прервал свою работу.

Семья первого чеченского режиссера Гаруна Батукаева очутилась в Джамбульской области, Казахской ССР. Чтобы как-то прокормить семью, Гарун работал шахтером в одной из шахт Лениногорска. Было очень тяжело. Голод и болезни косили людей. Еще труднее было переносить незаслуженные унижения и оскорбления. Главное никто из людей не знал, за что их депортировали. Но ни на одну секунду чеченцев не покидала надежда вернуться на Кавказ. Гарун Батукаев понимал, что надо что-то делать, для поднятия духа обездоленных земляков. Но что??? И Гарун Махмудович придумал. Он, в тех жестких условиях, разыскал чеченских актеров Йиситу Ганукаеву, Андарбека Садыкова, Мовжди Бадуева и других. Невероятно, но в конце 1947 года чеченский режиссер Гарун Батукаев в далеком казахстанском Лениногорске поставил комедию «Арши-Мал-Алан» на чеченском языке по одноименной пьесе азербайджанского драматурга Узейра. Гаджибекова. Режиссер не ошибся в своем выборе. Народ повалил на спектакль. И не только в один вечер, и не только чеченцы и ингуши. Все знали, что чеченских актрис на женские роли не хватало. И Андарбек Садыков, и Мовжди Бадуев да и сам Гарун Батукаев исполняли по несколько ролей в этом спектакле, порой и женские роли. Однако зрителю нравилось, и он не уставал по несколько раз смотреть «Аршин-Мал-Алан» в постановке чеченского режиссера. Ажиотаж вокруг комедии на чеченском языке быстро дошел до городских властей. Представители градоначальника снизошли до того, чтобы посмотреть спектакль на чеченском языке. Им понравилось. И они попросили поставить этот же спектакль на русском языке. Без всякой робости Народный артист Чечено-Ингушетии, первый чеченский режиссер Гарун Батукаев поставил спектакль «Аршин-Мал-Алан в чужом краю на русском языке. И опять оглушительный успех. Затем Гаруна Махмудовича Батукаева попросили поставить азербайджанскую комедию на казахском языке с самодеятельными казахскими артистами. Не зря же говорят, что у нас деды были боевой народ, уксус пили и хвалили, говорили мед! Гарун Батукаев поставил свою любимую комедию и на казахском языке. И опять ошеломляющий успех! Восторженные отзывы о чеченском маэстро дошли до руководителей области. Не долго мешкая целая делегация приехала к режиссеру из Джамбула с просьбой, поставить захолустный Лениногорск и создать в самом Джамбуле областной театр русской драмы. Гарун долго не соглашался, ведь он жил одной надеждой, вернуться домой. А спектакли он ставил ради своих земляков, чтобы хотя бы на мгновение рассеять их грустные мысли. Комедия азербайджанского драматурга У. Гаджибекова «Аршин-Мал-Алан» была хорошим подспорьем для этого. А создание на пустом месте нового театра дело хлопотное и могло затянуться надолго, что не входило в планы великого режиссера. Однако власти Джамбула были настойчивы, да и родственники самого Гаруна считали, лучше уступить просьбам властьпредержащих и работать в любимом театре, нежели надрываться, тягая вагонетки с углем. И в самом начале пятидесятых годов прошлого столетия чеченец Гарун Батукаев в должности главного режиссера приступил к созданию областного театра русской драмы в городе Джамбул. Театр состоялся. Народный артист Чечено-Ингушетии, первый чеченский режиссер Гарун Махмудович Батукаев работал так увлеченно и плодотворно, что когда в 1957 году чеченцам было дозволено вернуться на историческую Родину, он не смог сразу приехать домой. Профессиональная этика требовала докончить спектакль, репетиционные работы которого были в самом разгаре. Таким образом, депортация чеченского режиссера Гаруна Батукаева затянулась на четырнадцать лет.

К возвращению Гаруна Махмудовича Батукаева из Казахстана в 1958 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр уже возобновил свою работу и завершил постановку спектакля «Аланбек Шерипов» по одноименной пьесе Халида Ошаева. Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев сразу же приступил к реанимации спектаклей «Храбрый Кикила» и «Петимат». А потом их сколько было: «Ахмар-Хаджи», «Волны Терека», «Свадьба Кайсара», «Мекхаш-Мирза», «Самые дорогие», «Тропою грома», «В одном ауле» и др. Он постоянно был занят. Это было для него не работой, а призванием души, поэтому и были лучшие годы его жизни отданы национальному театру, в котором он проработал до середины шестидясятых годов прошлого столетия. Работал без идолопоклонства, не отрываясь от традиций и обычаев своего народа. На склоне своих лет даже пострадал из-за этого. По рассказам его современников дело было так. Чечено-Ингушский государственный драматический театр был на гастролях в Ведено. Возвращаясь в Грозный, старшее поколение актеров изъявило желание посетить зиярт пресвятой Хеды, матери Кунта-Хаджи. Гарун Батукаев дал указание водителю театрального автобуса, свернуть на дорогу, ведущую к зиярту. Однако, в группе посетившей зиярт, оказались и «доброхоты», доложившие в соответствующие органы о «проступке» именитого режиссера. На следующий день Гаруна Батукаева пригласили в идеологический отдел обкома партии и предложили сложить полномочия, как недостойному заниматься духовно-нравственным воспитанием населения Чечено-Ингушетии. Гаруна Махмудовича Батукаева перевели работать в республиканский кукольный театр, где он и проработал до начала девяностых годов ХХ века. В первую военную кампанию на территории Чеченской Республики при массированных авиаударах на Грозный, сгорел дом по улице Красных фронтовиков, в котором некогда жил прославленный режиссер. С началом второй военной кампании на территории нашей республики, жена вывезла уже немощного старца Гаруна Махмудовича Батукаева в Ингушетию, где он и умер в октябре 1999 года. Похоронен Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Махмудович Батукаев в станице Троицкая, республики Ингушетия. Больно сознавать, что человек, так много сделавший для развития театрального искусства не только своего народа, но и всей страны, вынужден был умирать за пределами родного очага. Кавказ был объят пламенем войны. На древней чеченской земле во всю мощь грохотала артиллерия. Перед самым началом крупномасштабных боевых действий второй кампании войны в Чечне, словно не желая быть очевидцем сумасшедшей пляски смертей, Гарун Батукаев тихо и незаметно ушел от нас. Дала гечдойла цунна!

Аза Газиева №184 (2117) 27 сентября 2013г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |