Вт, 16 апреля, 16:35 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Монография «Чеченцы» («Вести республики»)

Монография «Чеченцы» («Вести республики»)

31.10.2013 10:35

На встречу с молодёжью и учащимися школ прибыли представители Курчалоевской районной администрации, управления образования, отдела культуры, духовенства и правоохранительных органов района.

Среди приглашённых значились специалисты отдела духовно-нравственного воспитания Департамента по связям с религиозными общественными организациями Администрации Главы и Правительства ЧР И. Эльмерзаев и М-Э. Дадулагов. После ознакомления с повесткой дня их представил молодёжной публике ведущий мероприятия директор Курчалоевского РДК К. Басханов.

Монография «Чеченцы» (Отв. ред. Л.Т. Соловьева, В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова. М.: Наука, 2012. С. 622) посвящена рассмотрению исторического и этнокультурного развития чеченцев, культура и традиции которых формировались на протяжении многих веков.

Данная монография написана сотрудниками института этнологии и антропологии РАН с участием ученых из Чеченского госуниверситета, Комплексного научно-исследовательского института имени Х.И. Ибрагимова Российской академии наук и АН Чеченской Республики. Значимость исследования заключается в том, что оно является первым научным трудом, в котором отражены основные этапы этнической истории чеченского народа, исследованы демографические и этноязыковые процессы.

Монография «Чеченцы» состоит из «введения», 11 глав, «Библиографии», «Глоссария», а также большого иллюстративного материала. В первой главе «Историко-культурная среда» рассматривается география расселения, проводится анализ природно-климатических условий, культурного развития чеченцев. С этой задачей авторы справились блестяще. Во второй главе «Этническая и политическая история» обосновывается утверждение, что чеченцы – один из древнейших народов Кавказа, процесс формирования которого начался в III тысячелетии до н.э. и завершился к концу I тысячелетия до н.э. Авторы обстоятельно проанализировали процессы развития чеченского этноса в средние века и Новое время. Особое внимание в исследовании уделяется формированию и развитию русско-чеченских отношений, которые имеют сложную и противоречивую историю. Вместе с тем исследователи не в полной мере использовали примеры совместного русско-чеченского боевого братства против врагов России (Александр Чеченский, Ботай Шахмурзхаев, Арцу Чермоев, Тапа Чермоев, Эрисхан Алиев и др.). Хорошо освещена в данной главе «Кавказская война», определено место и роль чеченского народа в имамате Шамиля.

В целом, давая положительную характеристику деятельности Кунта-хаджи и его учению, автор на стр. 73 пишет: «Потерпевшие поражение в открытых восстаниях чеченцы решили воспользоваться растущим религиозным движением Кунта-хаджи и подготовить на его базе восстание. Этот план царскими властями был раскрыт и влиянию учения кадирийя были противопоставлены ортодоксальные муллы и богословы Чечни, а также сторонники суфийского течения накшбандия». На самом деле, данное учение не преследовало военно-политических целей, и великий эвлия Кунта-хаджи никогда не призывал к восстанию, наоборот, он призывал к покорности любой власти.

В тексте рассматриваются сложные и глубокие процессы, произошедшие в политической, социально-экономической и культурной эволюции чеченцев в советский период. Высокая оценка дается участию чеченцев в Великой Отечественной войне, которые героически защищали Москву, Ленинград, Сталинград, Кавказ, Брестскую крепость. Категорически отвергается миф о коллаборационализме чеченцев. В то же время в материале имеются неточности о том, что «более 50 чеченцев удостоены звания Героя Советского Союза» (получили награды только пятеро) (с 90). Нам известно, что представленных к этому высокому званию действительно было более 50 человек, удостоенных в период ВОВ было всего 5 человек. Позже, в 90-х гг. это звание было присвоено еще четверым (Висаитову М., Абдурахманову К., Умарову М., Узуеву М.).

В анализируемой главе скрупулезно исследуются различные объективные и субъективные причины, породившие кризис в Чечне в конце ХХ – начале ХХ1 вв. Он рассматривается как порождение противоречий в сфере национально-государственного устройства и межэтнических отношений. Этническое многообразие на территории Северного Кавказа – особенность этого региона. Несмотря на это, не всегда этот край был ареной острых межэтнических конфликтов. В исследовании показано, что причинами развития конфликтов в Чеченской Республике стали социально-экономические предпосылки. Это, в целом, низкий жизненный уровень, связанный с высокой степенью безработицы, низким качеством образования, культуры здравоохранения, с высокой коррумпированностью государственных органов власти в совокупности с противоречиями в сфере межнациональных отношений, которые привели к взрыву социально-политической ситуации в республике.

В третьей главе «Традиционное хозяйство» рассматриваются особенности хозяйства чеченцев. Хорошо описываются формы землевладения, животноводство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, ремесла.

Познавательный материал собран в четвертой главе «Материальная культура». Здесь авторами дается характеристика сложившимся чеченским поселениям, жилищ, предметам домашнего обихода, пище, одежде, украшениям, оружию и средствам передвижения. Особо отмечается, что жилые и боевые башни Чечни являются признанными шедеврами архитектурно-строительного искусства.

Исследователями много внимания уделяется чеченской мужской и женской одежде. В монографии справедливо отмечается, что в ней отразились культурные традиции, художественные вкусы, мировоззрение и контакты с другими народами. Авторами дана полная характеристика всем видам мужской и женской одежды. Несомненно, является важным, что в главе очень широко используется полевой материал, собранный авторами в течении многих лет в различных районах Чечни и Ингушетии. Это обстоятельство придает ценность излагаемому материалу и является несомненным достоинством книги.

В пятой главе «Социальная структура» автор описывает социальное содержание чеченского тейпа. В исторической науке чеченский тейп определен как классический род. С этим выводом не согласен исследователь. Он пишет: «Тейповые институты изжили себя, хотя есть исследователи и политики в России и за рубежом, которые не знают проблему тейпа и придают тейпу гиперболизированное значение». Эти выводы авторов, на мой взгляд, далеко не бесспорны.

На высоком научном уровне рассмотрены вопросы правовой культуры чеченцев в данной монографии. Автор на конкретных примерах показывает существенное отличие нормативно-правовой культуры чеченцев от аналогичной культуры других народов Северного Кавказа.

В шестой главе «Общественный быт» исследователями описывается жизнь сельской общины XVIII-XIX вв. Дается характеристика этикетно-поведенческим нормам, традициям коллективной взаимопомощи, гостеприимству и куначеству. Очень интересно описаны в седьмой главе семейные отношения. Формы семьи, свадебная обрядность, обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка и т. д.

Представляет особый интерес и восьмая глава, где описаны календарь и календарная обрядность нашего народа.

В девятой главе «Религиозные представления» авторы подчеркивают, что религиозные верования этого народа имеют длительную историю. Они прошли путь от древнейших примитивных верований к формированию более или менее целостных образов персонифицированных богов, до развитых политеистических и монотеистических систем. В этом смысле процесс формирования религиозных представлений чеченцев мало чем отличается от религиозной эволюции других народов Кавказа и всего цивилизованного мира.

С научной точки зрения рассмотрен вопрос о распространении исламской религии в Чечне. Авторы вопреки устоявшемуся в предшествующих источниках мнению, что чеченцы до XVIII-XIX вв. не знали ислама, считают, что «в конце XIV в., к моменту появления на территории Северного Кавказа завоевателя Тимура, в восточной Чечне уже несколько веков существовали локальные мусульманские общины, имевшие экономические, культурные и духовные контакты с единоверцами из Дагестана». (с.426) Но мусульманство как религия всего народа устанавливается в Чечне, как утверждают многие исследователи, только в XVII в., в результате миссионерской деятельности Берса-шейха из селения Курчали Веденского района.

Не вызывает возражений тезис авторов о том, что «первоначальное неприятие чеченцами ислама, мусульманской культуры во многом объясняется значительным расхождением их образа жизни, социального устройства, нравственно-этических норм, мировосприятия с формами социокультурного бытия и духовными воззрениями исламизированных арабов» (с.429)

В работе также рассматриваются особенности становления и развития ислама суфийского толка в Чечне, представленного тарикатами накшбандийя и кадирийя. Авторами главы делается вывод, что несмотря на вирдовую сегментацию, ислам в Чечне все-таки является единым. Заслуживает внимания предпринятые в книге попытки анализа социокультурной и политической роли ваххабизма в процессе возникновения и развития кризиса в Чеченской Республике и вклада А-Х.Кадырова в борьбу с этим течением. Вместе с тем, авторы в тексте допустили некоторые неточности. На стр. 427 пишут: «Благодаря (Берса) этому его качеству многие чеченцы, проживающие на территории нынешнего Ведено, стали истинными мусульманами». На наш взгляд, благодаря Берса-шейху не только жители Ведено стали мусульманами, но и большинство жителей района и Чечни в целом. А на стр. 442, 449 Хьаьжи-Эвла называют Хьаьжин-юрт.

Удачной представляется и десятая глава «Духовная культура, наука и искусство». Данная глава дает полное представление о высокой, духовной культуре чеченского народа, ее своеобразии и гуманистическом содержании. В работе есть раздел о развитии физкультуры и спорта в Чечне.

В заключительной, одиннадцатой, главе говорится о переселении чеченцев в Османскую империю, о жизни чеченцев, оставшихся после депортации в Казахстане, о формировании чеченской диаспоры после военного конфликта Чечни с федеральным центром в 1990-е гг. Авторами составлена основательная библиография, которая представляет с собой наиболее полный перечень изданий и источников по истории и культуре чеченского народа. Для любознательных читателей хорошим подспорьем будет приведенный в конце книги содержательный глоссарий.

Монография «Чеченцы» – это фундаментальный труд, в котором сделан глубокий, всесторонний научный анализ социо-культурного развития чеченского народа на протяжении многих веков, из которого читатель может получить полный объем сведений о чеченском народе.

Мовсур Ибрагимов, №206 (2139) 31 октября 2013 г.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |