Ср, 24 апреля, 15:37 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Отважный разведчик из Зандака

Отважный разведчик из Зандака

08.05.2014 18:05

9 мая текущего года исполняется 69 лет Победы над фашистской Германией. Эту победу ценой своих жизней добывали миллионы советских воинов.

«… Треть всех потерь Красной Армии в Великой Отечественной войне приходится на 1941 год. Около 5 миллионов советских солдат за годы войны попали в плен, из них погибли – 3,3 миллиона.

… Всего безвозвратные потери Вооруженных сил СССР за годы Великой Отечественной войны составили 11 000 945 человек, в том числе погибшими в боях и умершими от ран – 5 000 227 человек.

Общие людские потери СССР составили 26, 6 миллиона человек».

(« 7 великих Побед и еще 42 подвига в Великой Отечественной войне» ЭКСМО Москва 2010, из статистики Великой Отечественной войны).

Много полегло на полях сражений и славных сынов Чечни. Среди тех кто погиб или вернулся с войны было много прославленных воинов из нашей республики, которые заслуживали звания героев, но не получали их из-за принадлежности к народу, которого руководство страны тайно и коварно готовило к выселению.

Среди тех, кто с честью воевал за Родину и отличился своим примерным героизмом и воинской отвагой на фронтах Великой Отечественной войны были и наши земляки. Многие дошли до Берлина.

Мы знаем, какие чудеса доблести показывали воины Дикой дивизии в Первую мировую войну. Кавказцы там были примером подражания и поэтому представители других народов равнялись на них. Беспримерный героизм Защитников Брестской крепости, состоялся, по моему мнению, из-за наличия там большого количества вайнахских воинов, которые повторили подвиги воинов легендарной Дикой дивизии, где тоже был многонациональный состав и там царил дух соперничества и рыцарства, который присущ особенно кавказцам.

Немало отважных воинов воевало на полях сражений из Ножай-Юртовского района. Вот некоторые из них: Аврабиев Муцу, Асланбеков Дилимха, Аюбов Яраги, Бетелгириев Абуезид, Джамбеков Нохчу, Илисханов Шити, Ильясов Ирези, Кадаев Зайнал-Абди, Миллаев Кюри, Муртазов Чала, Нагаев Езед и др.

Одним из тех, кто прошел долгие и трудные дороги войны, был тяжело ранен и прошел тяготы несправедливого выселения со своим народом в Среднюю Азию - был отважный разведчик, рядовой Амаев Иван Иванович (Ималу Идарлаевич), с непривычным для нас именем и отчеством, которые были исправлены во время Отечественной войны. Об этом автор расскажет ниже.

Амаев Иван Иванович, 1920 г.р., уроженец с. Зандак, Ножай-Юртовского р-на ЧИАССР. Участник ВОВ, добровольцем поступил в РККА в 1940 году, демобилизован после тяжелых ранений в голову и руку в 1944 году. Рядовой. Член КПСС.

Статья «Отважный разведчик» («Майра разведчик») из книги Хож-Ахмеда Берсанова «1941-1945 гг. Чеченцы, ингуши в Великой Отечественной войне» об Амаеве :

«Кавалерийская часть, где он служил, дислоцировалась в Хабаровском крае. Молодой красноармеец оказался способным парнем, быстро овладел оружием, изучал армейский устав, пользовался уважением среди сослуживцев и командиров. Когда он отслужил в армии два года, началась Великая Отечественная война. На этот момент он уже искусно владел оружием, был дисциплинированным красноармейцем. В начале войны с Германией со своими товарищами написал рапорт, чтобы его послали на передовую, но им отказали. В то время обстановка на Дальнем Востоке была сложная. В 1943 году, исполняя пожелания воинов, их кавалерийскую часть перебросили в Ленинград. Здесь, вблизи легендарного города Ленина, он принял первый бой, участвовал в наступлении на фашистов и увидел, как умирают советские патриоты.

Как-то в один из дней командир батальона подозвал его к себе.

- Пришел по вашему приказу – отрапортовал Амаев комбату.

Разговор между ними длился долго. Комбат поручил Амаеву, вместе с группой бойцов, просочиться в тыл врага и пленить «языка». Ночью их группа пересекла расположение наших войск, незаметно обойдя дозор противника, проникла в тыл врага и с честью выполнила задание. За этот подвиг разведчика Амаева наградили боевой медалью «За отвагу». После этого было еще много сложных и опасных поручений, которые отважный разведчик выполнял с доблестью. За эти подвиги он был удостоен в дальнейшем ордена «Славы» 3 степени и другими медалями».

Дочь Амаева И.И. - Маша Амаева, рассказала мне историю изменения инициалов своего отца. После первой операции по пленению «языка», группой под руководством ее отца, которую они выполнили успешно, захватив 13 немецких военнопленных, когда его представляли к награде медаль «За отвагу» и спросили Ф.И.О. – он ответил: Амаев Ималу Идарлаевич. Военный, заполнявший наградной лист, с иронией и добродушно сказал: «На твоем имени и отчестве язык сломаешь, давай назовем тебя Иван Ивановичем - это легко и просто записывать, и выговаривать». На что отец удовлетворительно кивнул и после этого он стал Иван Ивановичем. Еще Маша рассказала, что отца приняли в коммунистическую партию во время войны.

В свидетельстве об освобождении от воинской обязанности Амаева И.И. есть следующие записи:

«Признан негодным к несению воинской обязанности с исключением с учета по гр. I, ст. 9-а расписания болезней приказа МО СССР № 110 от 1956 года и снят с воинского учета.

Воевал в составе 65 СП, 43СД разведчиком. После тяжелого ранения 14.XI. 1944 года лечился в эвакогоспитале № 4014 с ноября 1944 по февраль 1945 гг. и уволен в запас по болезни.

Правительственные награды Амаева И.И.:

орден «Славы III степени» (№12884871).

Боевые медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», а также юбилейные медали: «За доблестный труд в ВОВ 1941- 1945 гг.», «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет вооруженных сил СССР», «60 лет вооруженных сил СССР», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

После выздоровления в феврале 1945 года его прямо из госпиталя отправили в ссылку, за депортированными земляками. Своих родных он нашел в Ошской области, Киргизской ССР. С 1949 по 1957 годы работал в системе мелиорации – Министерства Водного хозяйства Кирг. ССР. Сохранилась копия производственной характеристики периода выселения на Амаева И.И. заверенная председателем сельского совета села Зандак:

«Тов. Амаев Иван Иванович работал на строительстве канала Отуз-Адир Министерства Водного хозяйства Кирг. ССР. С 11 апреля 1949 года на должности начальника отдела кадров по 30 октября 1957 года. На протяжении указанного периода работы тов. Амаев Иван Иванович зарекомендовал себя, как дисциплинированный и честный работник, имеющий среди рабочих авторитет. Тов. Амаев за указанный период награжден медалью «За доблестный труд», поощрялся денежными премиями и благодарностями от администрации строительства, за добросовестное выполнение всех поручений по строительству.

Начальник строительства канала Отур-Адир, лауреат Сталинской премии Чернецов».

По возвращении из ссылки на Родину, с 1962 по 1979 годы Амаев работал в сфере Министерства культуры. Он заслуженный работник культуры ЧИАССР. Долгое время работал директором Дома культуры в родном селе Зандак.

Награжден почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР и Бюро обкома КПСС в 1968 году.

Из документа «Мандат №1» видно, что И.И. Амаев был делегатом 5-й Ножай-Юртовской районной, партийной конференции от первичной партийной организации к-за им. Гагарина. В 1975 году Амаев И.И. избран депутатом Зандакского сельского Совета депутатов трудящихся Ножай-Юртовского района Чечено-Ингушской АССР от избирательного округа № 4 (основание: удостоверение).

В конце своей статьи хочу познакомить читателя с одним интересным эпизодом из жизни Амаева И.И. После возвращения из ссылки Амаев пошел в лес за селом для заготовки дров или материала для постройки дома. Там он случайно наткнулся на сбитый в войну советский самолет с останками летчиков. Еще нашел документы одного из членов экипажа летчика сержанта Жукова Л.В. Казалось бы, какое дело вернувшемуся из выселения и вновь обустраивающемуся человеку до сбитого самолета и его экипажа. Но нет, он не остался в стороне от чужой трагедии. Забыв обиды на государство за личную трагедию и незаконное выселение своего народа, он написал письмо в Москву, а именно в Советский комитет ветеранов войны, с документами летчика сержанта Жукова Л.В. и номером самолета, чтобы определить остальных погибших членов экипажа самолета. Воздушные сражения с противником в небе над нашей республикой, а в частности над г. Грозным, происходили, как мы знаем, в 1942 году, но почему наш сбитый самолет ушел так далеко и упал в лесу рядом с селом Зандак, Ножай-Юртовского р-на – это загадка?! И почему самолет, сбитый еще в 1942 году, нашел только наш земляк, вернувшийся после участия в войне и 13 лет выселения. До этого, выходит, никто из новых поселенцев в лес не ходил или им не было дела до какого-то сбитого самолета и его экипажа, защищавшего небо нашей республики от вражеской авиации. А как же этот исчезнувший самолет не заметили на не оккупированной территории особисты, которые зачищали этот край от целого народа?! Вопросы, вопросы, вопросы…

Вероятно, что только человек, переживший личную трагедию, способен сопереживать и откликнуться на чужую боль и трагедию. Благодаря нашему земляку экипаж боевого самолета не ушел в небытие, а имя одного из них увековечено именем школы чеченского села Зандак.

После отправки Амаевым письма в Москву, оттуда через некоторое время приехала комиссия (говорят, с ними был министр обороны СССР Маленков Р.Я.) и они привезли с собой полный список экипажа подбитого самолета, который они вычислили по данным, отосланным Амаевым в Советский комитет ветеранов войны. В селе Зандак состоялось торжественное захоронение останков членов подбитого экипажа самолета в братской могиле и название местной школы именем Жукова Л.В., документы которого были найдены на месте крушения самолета.

Вот полный список экипажа того самолета, исследованного Советским комитетом ветеранов войны и которые покоятся в братской могиле с. Зандак:

Жуков Л.В. – летчик, сержант;

Гурьянов Николай Дмитриевич, 1920 г.р. – л-т, штурман самолета. Место рождения: г. Саратов, пл. им. Фрунзе, дом № 7;

Стефанский Филипп Прокофьевич, 1921г.р. – воздушный стрелок –радист. Место рождения: с. Гедвилово, Кировозерского р-на Одесской области.

Кийков Иван Федорович, 1913 г.р. – старшина, воздушный стрелок, место рождения: с. Дукановка, Бурманского р-на Сумской области.

Для автора остается загадкой еще один факт, почему Амаев увековечил из членов экипажа именно с-та Жукова, хотя в экипаже был штурман лейтенант Гурьянов Н.Д., который по званию и должности выше первого. Это, наверное, потому, что на месте крушения самолета были найдены документы именно летчика сержанта Жукова Л.В. и по ним вычислили остальных членов экипажа боевого самолета истребителя.

Дом участника Великой Отечественной войны Амаева Ималу Идарлаевича в селе Зандак разрушен во время Контртеррористической операции в нашей республике, имущество растаскано бездушными мародерами, документы и личные вещи самого Ималу тоже пропали. Дочерям в наследство осталась лишь добрая память об отце. Маша Амаева мне рассказала, что после случая с найденным самолетом, ее отец занимался поисковой работой и помогал людям в розыске пропавших без вести в ВОВ их родственников. У фронтовика Амаева остались две дочери и их семьи. После смерти отца Маша написала песню о своем отце ветеране, которая публикой была воспринята, как говорится, «на бис». Только благодарная и преданная своему отцу дочь могла так сочинить и спеть об отце. Она известная в прошлом автор и певица многих популярных чеченских песен. Всем знакома ее задушевная песня «Цветок из Зандака». Маша не только певица, но и является автором слов и музыки многих песен, которые исполняла, аккомпанируя себе на национальной гармони. Песни из репертуара Маши - «Шагай, горянка», «Весна в Алхан-юрте», «Песня о любви» и др. в те годы пользовались огромной популярностью. Их исполняли все коллективы художественной самодеятельности республики. Маша Амаева больше известна как поэтесса, она автор двух поэтических сборников на чеченском языке, еще два ее сборника ждут издания. Она внесла неоценимый вклад в развитие чеченской музыкальной культуры, а ее песни народ помнит, любит, поет. Маша много лет работает в Министерстве культуры и продолжает дело своего отца. Она несет свет культуры своему народу, а без культуры, как известно – нет народа.

В последнее время по всей стране и в нашей республике идет работа по увековечению имен участников Великой Отечественной войны. Было бы справедливо Дом культуры в селе Зандак, которым много лет руководил Амаев И.И., назвать его именем.

Вахит Бибулатов №91 (2275) 8 мая 2014г.

«Вести республики»

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |