Вс, 16 июня, 16:07 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » «Я – сын ваш, люди!» (Саид Мацаев)

«Я – сын ваш, люди!» (Саид Мацаев)

01.12.2015 16:24

Есть в городе Грозном коротенькая улочка, всего в два квартала длиной. Расположена она в самом центре столицы республики и носит имя великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Каждый раз, когда я прохожу по этой улочке или пересекаю ее, проходя мимо, мой взгляд всегда останавливается на красивых, полукруглых, ступенчато опускающихся вниз, как откатывающиеся назад белопенные морские волны, арочных навесах над окнами и входом в подвальное помещение многоэтажного дома постройки пятидесятых годов прошлого столетия. И перед моими глазами встают картины уютного и гостеприимного кафе «Кудал», открытого тут в середине восьмидесятых годов двадцатого века – в годы пресловутой перестройки и гласности, когда разрешено было индивидуальное или личное предпринимательство.

Задумано кафе было как литературное заведение. Интерьер его был оформлен исключительно в национальном стиле, блюда готовились только чеченские, национальные. Рядом со входом была высокая, малюсенькая эстрадная площадка, с которой поэты читали свои стихи, прозаики – рассказы, певцы исполняли песни, музыканты – мелодии, актеры – небольшие сценки или монологи.

Взглянув на эти белые арки, которые сохранились даже после двух разрушительных чеченских войн, я сразу вспоминаю скромного человека, щедро одаренного Богом талантом поэта, – Саида (Сайдали) Мацаева, писавшего о себе:

Я – сын скалы,

Я в горе тверд

И сердцем – камень.

Я – ночи сын –

Бровями черн,

Глазами карий…

Я с горд поднятой головой –

Дитя экстаза.

Я – сын народа моего,

Я – сын Кавказа.

Я знаю истину одну:

Я вечно буду.

Примите истину мою –

Я – сын ваш, люди!

Саид Мацаев родился летом 1954 года в Казахской ССР, куда были депортированы 23 февраля 1944 года его родители – уроженцы с. Сорота Шатойского района ЧИАССР. «В далеких степях Средней Азии и Казахстана родились будущие писатели Сайд-Хамзат Нунуев, Леча Абдулаев, Лема Ибрагимов, Ислам Эльсанов…, Саид Мацаев», – пишет о них Сайд-Хасан Кацаев в своем эссе «Писатель и война».

В 1957 году Саид вернулся с родителями в с. Сорота и, в 1961 году поступив, в 1971 закончил среднюю школу в районном центре Шатой. Отслужил в Советской Армии, после которой и началась трудовая одиссея молодого человека.

Не имея определенной специальности, ему пришлось попробовать себя в разных рабочих профессиях в Ростовской области, куда переехали жить его родители, братья, сестры. Он был чернорабочим, грузчиком, шофером, автослесарем и даже чабаном водил с братьями отары по придонским широким степям, пока, наконец, в 1985 году не поступил на кафедру русского языка и литературы филологического факультета Астраханского государственного педагогического института.

Может быть, поэтому и писал С. Мацаев о труде с таким знанием дела, так убедительно и с таким пафосом во многих своих программных стихах «Я вырастил свой сад», «Я – сын скалы…», «В рассвет от гула усталый» и других.

После окончания педагогического института С. Мацаев возвратился в Чечню и до самого отъезда в город Астрахань в преддверии первой чеченской войны в декабре 1994 года работал преподавателем русского языка и литературы в средней школе №11 Старопромысловского района. Одно время даже был префектом его и представителем в парламенте республики от него.

Стихи писать Саид Мацаев начал еще в школе. И сразу же увлекся элементами сюрреализма. Это увлечение ярко проявилось во многих произведениях поэта: «В звездном костюме..», «Колокола», Окунаюсь в глаза твои…», «Шут (монологи)» и в стихотворении «Мицар», давшем название его единственному авторскому сборнику, вышедшему в Грозном в 1992 году. В нем всего семьдесят стихотворений, разбитых на семь разделов по десять в каждом.

Завершает книжку поэма «Кудал жизни (монолог Адама)», в которой словами прародителя человечества Адама, обращающегося к сестре, поэт передает горькие и тревожные размышления свои о глобальных трагических событиях, происшедших на Земле за тысячелетия и происходящих при жизни автора, выплескивает всю боль свою за страдания человечества, пропуская их через свое сердце. Интернациональную суть своей боли и поэзии С. Мацаев выражает во многих строках поэмы-монолога монолога Адама:

Дай мне кудал, сестра,

И помоги подняться.

Я – банту,

Павший перед хижиной своей.

Я – ирокез,

Убитый у вигвама.

Я – белорус,

Сожженный вместе с хатой.

Я – иудей,

Расстрелянный у дома.

Я – вайнах,

Сраженный возле сакли

Я – боль

Двух полушарий

Я – Авель…

Книжка С. Мацаева – небольшая по объему, но емкая – по содержанию. О ней по праву можно сказать, что «эта маленькая книжка томов премногих тяжелей» (В. Тютчев).

При всем своем увлечении сюрреализмом С. Мацаев не порывал и с реализмом, о чем говорят его стихи, написанные в классическом стиле с четким ритмом, точной рифмой, яркой образностью. Причем его образы не проходные, стандартные, набившие оскомину простые сравнения чего-либо с чем-либо, а яркие – свои.

Путь С. Мацаева в поэзию и к признанию был трудным и тернистым. Он часто вспоминал об одном эпизоде своего творческого пути. «Когда я учился в Астрахани, – вспоминал он, – я принимал участие в литературных встречах. Все, что я писал, не принималось ни в какой расчет. Я знал, что они не понимают написанного мной, что они не прочитали книг больше, чем я. Что я тогда сделал? Я переписал редкое стихотворение из собрания сочинений Максима Горького и с ним пошел на встречу. Все стали рассуждать, говоря: «Видно, что это написано не русским». Выслушав всех, я разочаровал их, сказав, что это написано Горьким. Они не поверили мне. Тогда я вытащил из портфеля принесенный с собой том и показал. Они, оказывается, даже не знали, что Горький писал, кроме поэмы «Девушка и смерть», еще и стихи. Снова объявили конкурс в институте. Произведения принимались только под девизом, анонимно, чтобы жюри оценивало их без предвзятости, объективно. Моим стихам присудили первое место…».

Умер Саид Мацаев в Астрахани в 2000 году – в самом начале второй чеченской войны, скоропостижно. От переживаний за судьбу народа и родной земли не выдержало сердце. Умер поэт. И было ему всего сорок шесть лет.

Адиз Кусаев,

писатель, журналист

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |