Пн, 02 августа, 14:13 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Кенхи – сквозь призму времени

Кенхи – сквозь призму времени

30.03.2016 11:43

Село Кенхи Шаройского муниципального района находится у подошвы Малого Кавказского хребта на южной стороне кенхинской (кванхинской) долины, по центру которой течет местная речка Хохма, которая впадает через 4-5 км в реку Шаро-Аргун у селения Кири. Кенхи граничит с Цумадинским и Ботлихским районами Республики Дагестан.

На востоке село граничит с территорией села Бути. На северо-западе — с территорией села Кири, далее к востоку — с территорией села Химой. От дагестанских районов Кенхи разделяют горные перевалы Босой, Сасхе-яшал, Шинхе-яшал, Зай, которые тянутся до снеговых гор (Главный Кавказский хребет) до границы с республикой Грузия.

В географическом смысле кенхинская долина – это главные естественные ворота из горного Дагестана в Чечню и обратно. Зимой, когда перевалы закрывались снежными заносами и становятся непроходимыми, да и летом, в условиях горного бездорожья, перевал Шинхе и кенхинская долина являлась единственным горным маршрутом для солдат, простых путников, торговцев, беженцев. Кенхинская долина помнит цокот копыт лошадей, мулов, мычание волов, скрип колес, звуки разных речей. Местные жители уверены, здесь покоятся следы и останки разных народов и культур, живших многие тысячелетия назад.

Основано село в 1927 году. В 1944 году село Кенхи, входившее в Шаройский район ЧИАССР, перешло в Цумадинский район ДАССР вместе с территорией Шаройского района.

– Кенхинцы, как и чеченский и ингушский народы, подлежали депортации вплоть до 24 февраля 1944 года, – поведал глава администрации села Кенхи Магомед Гаджиев, касаясь вопроса истории села. – Ранним морозным утром 24 февраля войска НКВД согнали всех мужчин со всех хуторов Кенхи в центр села, где им прочитали указ Сталина о депортации. Выступал военный по имени Сашко, а его речь для кенхинцев переводил участковый из Хакмадоя Махмуд. Старожилы рассказывают, что этот Сашко прибыл в Кенхи где-то за полгода до депортации, принимал участие во всех важных мероприятиях как уполномоченный партийной комиссии, расспрашивал о проблемах и т.п. Когда Сашко заканчивал читать указ, в центр села прискакали трое всадников военных из Химоя и вручили ему бумагу, сказав что-то. Прочитав бумагу, Сашко объявил: « Кенхинцы, расходитесь по домам. Вы не подлежите депортации. Вам повезло». Сашко рассказал, что это был ответ из Москвы на его письмо, где он писал, что жители Кенхи являются аварцами, и язык их – аварский, спрашивая, нужно ли их выселять. Из Москвы ответили утром 23 февраля: «Не выселять».

Несмотря на решение НКВД не депортировать, кенхинцы, находившиеся или жившие на момент депортации в других населенных пунктах, все же были депортированы в Казахстан.

В настоящее время население села составляет 1520 человек. Местные жители, являясь этническими аварцами, свободно изъясняются на чеченском языке.

– Кенхинцы рука об руку проживают с чеченцами в братской дружбе и согласии, принимают самое активное участие в общественно-политической жизни района и республики – подчеркнул он. – В Кенхи проживают трудолюбивые и честные люди, среди которых немало мастеров по деревообработке и камню. Многие также занимаются домашней живностью.

Протяженность населенного пункта – 11 километров. Расстояние до районного центра – 14 километров, до г. Грозного – 106 километров. Территория этого горного село составляет 3500 гектаров. Окружающая природа богата полезными травами, очень много источников чистой родниковой воды. Также протекает речка, которую в народе называют Кенхинкой.

На данный момент в с. Кенхи функционируют сельская администрация, три школы, фельдшерско-акушерский пункт, аварский культурный центр, ДЮСШ, сельская библиотека.

Население преимущественно занимается животноводством. Количество всего крупного рогатого скота составляет 2370 голов, мелкого рогатого скота – 1500 голов, лошадей – 30 голов. По словам Магомеда Гаджиева, в прежние годы численность поголовья скота здесь в была в разы больше. Занятие животноводством в селе – дело не из легких. Прежде всего, трудности связаны с дороговизной кормов. Закупать приходится и сено, и комбикорм по более высоким ценам. К примеру, мешок комбикорма здесь приходится приобретать по 350-400 рублей. Сено же частично заготавливается самими жителями, хотя прежнего энтузиазма в этом деле здесь не наблюдается. Раньше траву косили везде, даже на высоких крутых склонах. При его транспортировке использовали натянутый вниз канат. Теперь все это кануло в лету. Сегодня большинство жителей находят более рациональным закупать сено на средства, заработанные в строительстве или в других видах деятельности.

Касаясь темы животноводства, М. Гаджиев рассказал об участившихся за последние годы случаев нападения волков на домашний скот, что затрудняет выпас скота.

– Мы обращались в Управление охотничьего хозяйства Чеченской Республики с просьбой отстреливать волков, – рассказал М. Гаджиев. – Но, к сожалению, пока что ответных действий не наблюдается. В результате жители терпят материальный убыток от потери домашних животных.

Земледелием в селе люди занимаются крайне редко. Не бывает отдачи, как пояснил Магомед Гаджиев. Пару десятилетий назад здешняя почва давала обильный урожай картофеля, продукт реализовывался в других районах республики. И доход от реализации этой продукции местное население имело значительный. Но теперь земля, полагают сельчане, истощилась.

На наш вопрос, когда же было лучше – в годы советской власти или же сейчас, глава администрации ответил не задумываясь.

– Конечно, жителям Кенхи сейчас живется намного лучше, – сказал он. – Начнем хотя бы с того, что раньше были большие проблемы с выездом из села. Там где сейчас мы ездим на легковушке, в то время приходилось ездить на тракторе. В прежние годы сельчане много трудились, но условия жизни оставались неизменными. Сейчас, к примеру, молодые люди имеют возможность выезжать на заработки, и на наш взгляд, зарабатывают довольно неплохо. Скажем, за сезон могут позволить себе приобрести автомобиль «Приора».

В летний период мужское население выезжает на строительные работы за пределы района. Здешние строители – известные мастера по кладке камня. За их плечами строительство башен на территории резиденции Главы Чеченской Республики, расположенной в городе Грозном, восстановление историко-архитектурного комплекса «Пхакоч» в селе Итум-Кале, а также ряд других значимых объектов. Профессионализм оттачивался годами, а умения и особые навыки передавались от дедов и отцов, занимавшихся всю жизнь строительством.

У местных ребят есть возможность заниматься спортом. Здесь функционирует секция вольной борьбы. Тренирует детей Ислам Исламов, именно благодаря ему подростки и полюбили этот вид спорта. Ежедневные занятия по два часа дают определенные результаты. Подопечные Ислама Исламова занимают призовые места на различных соревнованиях республики.

Самая главная проблема села – отсутствие природного газа. По словам Магомеда Гаджиева, проведение газопровода в село на данный момент не представляется возможным. А потому планируется обеспечение население сжиженным газом, для чего будут установлены цистерны.

– Раньше у нас вообще не было дорог, – продолжает Магомед Жамилович. – В период обильных осадков мосты подвергались разрушению, после чего неделями, а то и месяцами мы не имели возможности передвигаться. Вручную приходилось строить десяток мостов, начиная от селения Нижний Дай. А после разрушительных паводков 2002 года мечтать о дорогах вообще не приходилось. Не имели возможности отсюда выехать. Но благодаря усилиям руководства были построены мосты и проложены дороги. Теперь в селе строительству подлежат два моста, надеемся, что в ближайшее время проблема будет устранена.

Говоря о проблемах села, наш собеседник отметил и отсутствие Интернет-связи.

В селе всего семь мечетей. Как отметил М. Гаджиев, Кенхи – условно поделено на семь частей, и в каждой по одной святыни. Дата постройки центральной мечети неизвестна. По словам старожилов, она существует уже несколько столетий. Мечеть вмещает в себя 350 человек.

– Наша мечеть никогда не закрывалась, – не без гордости отмечает М. Гаджиев. – Даже при коммунистическом строе люди здесь молились, проводились пятничные молитвы.

В селе функционирует медресе на 60 мест. Благо, в селе имеются и ученые богословы, и свои хафизы.

Безусловно, духовно-нравственному воспитанию молодежи в селе уделяется должное внимание.

– Работу с молодежью мы проводим повсеместно: в школах, мечетях и прочих общественных местах, – поделился глава администрации. – В этом плане мы имеем положительные результаты. Наша молодежь добропорядочна, склонна к трудолюбию. И никогда не было случая ухода наших молодых людей в ряды НВФ. Мы для себя еще в самом начале определились, что своими действиями мы станем надежной опорой в деле реализации намеченных руководством республики целей.

Элихан ДАВЛЕТБАЕВ

Вести Республики, №55 (2739), 30.03.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |