Вт, 16 апреля, 23:11 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Запреты в системе стереотипов поведения героев в позднем героико-историческом эпосе Илли чеченцев

Запреты в системе стереотипов поведения героев в позднем героико-историческом эпосе Илли чеченцев

19.09.2020 13:03

О чеченских песенных героико-исторических Илли можно сказать, что этот эпический жанр является поздним (термин Б.Н. Путилова) героическим эпосом и отражает в художественно преломленном виде исторические события последних столетий, в том числе и формирование «нохчийн къам» - чеченского народа, его этногенез.

Так, начиная со второй половины Х1У века в результате разрушения Золотой Орды и ухода с Северного Кавказа войск Тамерлана подавляющее большинство нахских // нахчийских обществ, загнанных в горы, начало интенсивное возвращение на плоскостные районы.

Владетелями плоскостных земель уже являлись кабардинские (черкесские), кумыкские, калмыкские и ногайские князья. С ними, и традиционно с грузинскими князьями, а потом и с царскими генералами и полковниками вели ожесточенную борьбу за землю и независимость представители нахчийских обществ, которые возвращаясь основывали на плоскости новые села со смешанными тайпами (фамилиями).

В процессе этой народной борьбы нахчийских обществ за плоскостные земли с Х1У по ХУ111 века произошло формирование нохчийн къам – чеченского народа:

Сформировался плоскостной диалект нахчийского языка, получивший название нохчийн мотт – чеченский язык. Он стал доминирующим благодаря позднему эпическому жанру Илли;

Сформировался народ с самоназванием нохчий – чеченцы;

Оформилось общее монистическое религиозное мышление – все чеченцы стали мусульманами;

На плоскости выработался народный этикет «нохчалла» идеального поведения чеченца на основе сочетания древних морально-этических представлений нахов с требованиями ислама. В основе этого этикета легли такие понятия как г1иллакх и оьздангалла – приличие (воспитанность, вежливость) и нравственность, благородность, скромность;

На плоскости сформировались села (сельские общины) со своими земельными границами вокруг села из представителей различных обществ (тейпов, фамилий);

В хозяйственном укладе доминирующую роль в плоскостных селах занимает так называемая малая этнографическая семья, которая имела свой собственный участок внутри села и право на паевую долю в общем сельском посевном и сенокосном наделе. Земельная доля семьи ежегодно менялась в результате жеребьёвки по месту и по размерам в зависимости от количества едоков;

Руководил селом выборный («юьртан да») отец села во взаимодействии с фамильными старейшинами;

В чеченском обществе возник и утвердился институт «бячча» - военных предводителей, которые организовывали отпор внешней угрозе и походы за добычей («х1онц»), значительная часть которой доставалась баьчча по действовавшему в то время обычному праву чеченцев. Бяччи в чеченском обществе представляли собой феодализирующуюся прослойку. Поэтому демократический герой илли выступает против них и ведет с ними борьбу как и с князьями. В этой борьбе обездоленный герой (Сын Вдовы, Сын Матери, Сын Вдовой старухи) получает помощь и поддержку от именитого героя – представителя соседнего народа (кабардинца, кумыка, грузина, русского), который выступает в роли помощника обездоленного героя Илли.

Процесс формирования на плоскости чеченского народа способствовал возникновению эпической среды и становлению института «илланча» - сказителя Илли, формированию позднего в стадиальном отношении эпического жанра Илли в виде сюжетных и объемных (от пяти-шести сотен до нескольких тысяч поэтических строк), исполняемых речитативом с музыкальным сопровождением.

-------------------

Герой Илли прежде всего воин. Он смелый, ловкий, отважный, сдержанный, наблюдательный и самое главное – соблюдающий весь народный этикет и кодекс морально-этических и эстетических норм поведения, которые позволяют определить его как «яхь йолу к1ант» (честь имеющий кант), или «дика к1ант» (добрый молодец).

Вместе с тем, герой Илли не является эпическим богатырем. Обычно он лишен сверхчеловеческих возможностей и изображается как реально существовавший человек, способный принимать осознанные решения, жертвовать собой ради друга или села. При этом в роли друга чаще всего выступает представитель одного из соседних народов.

Герой позднего эпоса Илли обязательно добивается победы, но достигает её за счет своего мужества, стойкости, отваге и смелости. В этом также заключается его коренное отличие от богатырей чеченского нарт-орстхойского эпоса, которые побеждают благодаря своей громадной силе, чудесной неуязвимости и нередко хитрости или прозорливости помощника.

Эстетическим законом жанра Илли является тенденция изображения противников героя через их поступки, которые всегда аморальны с точки зрения общественного сознания (насильственный увоз девушки или невесты героя, требование чрезмерной «неположенной» дани (т1ехь йоцу ясакх), попытка продать в рабство обездоленного героя, унижение и оскорбление Сына Вдовы и др.). Герой Илли всегда восстанавливает справедливость. Он действует в интересах всего общества и социально обездоленных против князей, военных предводителей, царских генералов и полковников.

---------------------------------------

В позднем героико-историческом эпосе Илли выработаны стереотипы поведения героя в разных ситуациях и в процессе взаимодействия с другими персонажами Илли: другом, матерью, сестрой, супругой, невестой, гостем, противником и др. При этом, есть действия и поступки, которые герой Илли не может совершить в принципе, иначе он не восхваляемый идеальный герой. К примеру герой позднего эпоса Илли не начинает первым боевое противостояние, он всегда предпочитает мирное решение конфликта.

При угоне добычи (табун коней) герой считает обязательным предупредить хозяина. Герой ни при каких обстоятельствах не может понять руку на несовершеннолетнего, слабого и немощного, не могущего постоять за себя, на женщину. Герой не может бранным словом обратиться даже к своему врагу, его речь выдержана и благородна. Все эти и другие запреты в позднем эпосе Илли имеют системообразующий характер и сформированы на основе общекавказских народных традиций и представлений об идеальном герое, получившем общественное признание.

Отдельный группу запретов представляют собой запреты, сформулированные другими действующими персонажами в позднем эпосе Илли: матерью героя, супругой и др. Так, мать героя обращается к своему сыну – герою «Илли о Бейбулате Таймиеве». О нем в своем «Путешествии в Арзрум» писал великий русский поэт А.С. Пушкин: «Славный Бейбулат – гроза Кавказа был мне порукою в безопасном путешествии по всему Кавказу».

В своем традиционном напутствии в самом начале Илли перед отправлением в поход мать требует своего сына:

«Послушай, мой маленький Бейбулат,

Несколько слов есть у меня, чтобы тебе сказать,

В эти девять месяцев в году в своей утробе выносив,

Двенадцать месяцев года тебя в люльке качая,

Ночью, когда засыпала, тебя в люльке покачивая,

Мною тебе преподнесенную эту благодатную белую пищу

Подобно крови свиньи проклинаю для тебя,

Если от сабли свое тело ты отворотишь,

Если от ружей свое плечо ты отворотишь …,

В такой день как сегодня, чтобы ты сразился, родила я тебя,

Чтобы в том месте, где сразишься, ты погиб, родила я тебя».

Мать героя делает подобное напутствие, если перед ним стоят крайне тяжелые и опасные испытания. Герой Илли не может уступить врагу. В борьбе за правое дело её сын не раздумывая должен принести в жертву и свою жизнь – вот лейтмотив пожелания матери – запрета на иное поведение. Она не имеет никого в этом мире, кроме единственного сына, которого она с большим трудом вырастила. Но даже его жизнью она готова пожертвовать ради торжества справедливости и чести. Мать героя обосновывает свое право выдвигать перед сыном ряд требований, выполнение которых является обязательным для последнего. Подобная мотивировка действий героя является жанровой особенностью позднего эпоса чеченских Илли.

Исмаил Мунаев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |