Чт, 28 марта, 11:06 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » От грозненских дымоходов-близнецов до завода "Красный молот": история и современность

От грозненских дымоходов-близнецов до завода "Красный молот": история и современность

23.12.2020 10:04

С любой точки республиканского торгового центра «Беркат» можно увидеть две высокие кирпичные трубы, изредка выпускающие облака дыма из своих верхушек. Кому эти трубы принадлежат и как эксплуатируются выясняли сотрудники редакции ИА «Грозный-информ».

Трубы расположены на территории бывшего завода нефтяного машиностроения «Красный молот», закрытого в 1999 и демонтированного в 2007. Именно по этой причине нередко встречаются мнения, что трубы остались городу от завода, однако, как журналистами выяснили позже, это не так.

Начав работу совместно с архивным управлением ЧР корреспонденты ИА «Грозный-информ» узнали всю историю завода «Красный молот», а также о существовании подземных коммуникаций у строения. В этом году заводу «Красный молот», который считался в Грозном флагманом чеченской промышленности, исполнилось бы аж 124 года. Во время его работы чего только не производилось его рабочими - и нефтепромысловое оборудование, и военные топливозаправщики, и оружие для солдат ВОВ, а также машины и техника.

История флагмана машиностроения Чеченской Республики и одного из крупнейших предприятий Северного Кавказа - завода «Красный молот» началась в 1896 году, когда промышленник Фаниев построил небольшой механический заводик по изготовлению и ремонту оборудования скважин нефти. Этот завод Фаниев назвал «Молотом».

Необходимость в нем и других заводах, которые активно стали появляться в Грозном, возникла с связи с началом активной переработки грозненской нефти, которая к этому времени поступала уже в промышленных масштабах. Так появились заводы «И.А.Ахвердов и Ко», «Успех», «Надежда», завод братьев Нобель и др.

В 1912 году завод включили в состав товарищества механических и литейных заводов. В том же году началось расширение его производственных цехов и строительство нового механического цеха. В результате реконструкции на месте прежнего небольшого завода появился крупный завод нефтяного машиностроения с несколькими тысячами рабочих.

"Краснеть" же молот начал после Октябрьской революции, по итогам которой практически сразу же, в 1920 году, предприятие было национализировано и в 1922 году решением исполкома Грозненского Горсовета депутатов трудящихся заводу было присвоено название «Красный молот».

В годы Великой Отечественной войны завод выпускал мины и миномёты, а также на нём ремонтировались повреждённые на фронте автомашины, тягачи, танки, бронепоезда. В послевоенные годы завод стал ведущим машиностроительным предприятием Чечено-Ингушетии и единственным заводом в СССР по производству оборудования для гидроразрыва пластов.

К середине 20 века выпуск нефтяного оборудования и нефтеаппаратуры заводом увеличился более чем в два раза. Более того, завод начал выпускать более сложное нефтяное оборудование, нефтеаппаратуру и запасные части к ним, в которых тогда сильно нуждался Советский Союз. За самоотверженный труд в 1971 году завод был награждён почётным орденом Октябрьской Революции.

Тогда, на месте полукустарных механических мастерских, бравших на себя немудрёные ремонтные работы, поднялись монолитные корпуса большого завода, оснащённые современнейшим на то время оборудованием. Кузнечный, сталелитейный, механические, фонтанной арматуры, ролико-втулочных цепей, нефтяной аппаратуры, инструментальный и многие другие цехи работали на заводе с тех лет.

На заводе появлялись люди новой профессии – сталевары. И надо сказать, что металл «Красного молота», который выплавлялся ими, заслуживал наиболее высокую оценку машиностроителей Грозного и других промышленных центров страны.

Ведущее машиностроительное предприятие Грозного – завод «Красный молот» с каждым годом выполнял все более сложные и более ответственные задания по оснащению нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности новой техникой. Только за годы минувших пятилеток примерно вдвое увеличился выпуск валовой продукции, было освоено производство десятков новых видов машин и оборудования.

В 1982 году в республику приезжал секретарь ЦК КПСС, кандидат в члены политбюро Николай Капитонов. Из всех грозненских предприятий для посещения он выбрал именно "Красный молот". Рабочие загордились, но не удивились, поскольку "Красный молот" занимал ведущее место в экономике не только республики, но и всего Северного Кавказа.

В советские времена "Красный молот" был заводом союзного значения: его нефтепромысловое оборудование экспортировалось в 34 страны. Особенно ценили продукцию "Молота" в Саудовской Аравии: заказы оттуда росли с каждым годом. В 1987 году на "Молоте" был изготовлен уникальный цементировочный агрегат, способный разрушать скальные породы. Мастера говорят, что сегодня в России аналогов этому агрегату нет. В середине 90-х на нём стали делать фонтанную арматуру сероводородного исполнения, еще раньше освоили производство автотопливозаправщиков двух типов, которые пользовались большим спросом у военных. Самая большая партия машин была закуплена во время войны в Афганистане.

Также заводом выпускалось около 80 видов товаров народного потребления, в том числе стиральные машины и металлическая посуда.

К началу 1990-х годов на заводе трудилось до 5 тысяч человек. Завод имел даже свою железную дорогу и социальную инфраструктуру: многоэтажные жилые дома, детские сады и ясли.

Две военные компании в Чеченской Республике привели завод к полному разрушению. Боевые действия привели к почти полному разрушению промышленности республики. Завод также подвергся бомбёжкам, после которых распродавался и разворовывался на металлолом. Помещения токарного цеха после тех лет напоминали свалку металлолома. Песок вперемешку с глиной вместо металлического пола, разорванные железные листы, свисающие с каркасов крыши, тяжелые остовы станков, за которыми уже никто не работал. На территории завода были видны воронки от глубинных бомб, а на земле вокруг цехов можно было найти пустые снаряды.

Закрылся завод официально в 1999 году. Работниками и руководством завода предпринимались попытки по его восстановлению, но всё было тщетно.

В 2007 году начался демонтаж заводской территории, чтобы построить крупный промышленный центр и центральный автовокзал. За несколько недель строительные рабочие полностью разобрали разрушенные в ходе авиабомбардировок и артобстрелов города корпуса заводских цехов. Это освободило около 50-ти гектаров площади для застройки.

На сегодняшний день на бывшей территории завода располагается Торгово-промышленная палата республики, центральная автостанция, комплексный торговый центр, отвечающий всем современным требованиям. Также в 2016 году единственный уцелевший корпус завода был перестроен в трёхзвёздочную гостиницу «Беркат». В 7 этажном здании гостиницы 74 номера, 17 из них номера-люксы.

"Насколько я знаю, изначально корпус был в довольно плачевном состоянии, здание было крайне неутешительное. В 2010 году началась реконструкция для обустройства гостиницы силами РТЦ "Беркат", которое было приостановлено и за него, уже в 2015 году, взялся Чеченстрой. Здание было 4-этажным, но после было пристроено ещё 3 этажа. Для этого были все условия, и основание, и фундамент это позволяли. Это действительно крепкое и основательное строение", - рассказывает управляющий гостиницы "Беркат" Муса Хакимов.

У отеля, который стал наследием завода, есть своя специфика. Это очень широкие и большие помещения - бывшие цеха и кабинеты, которые как остов вложили свой отпечаток. По словам руководства, в гостинице "Беркат" постояльцы всегда отмечают ширину коридоров, которые в два раза шире, чем других отелях, комнаты, которые в полтора, а в иной раз и два раза больше, чем заявленные ГОСТом.

"Номера категории "Стандарт" обычно имеют площадь до 27 кв. метров, для других отелей это даже считается много, но в гостинице "Беркат" 50 номеров категории стандарт из которых 19 номеров по 28 кв. метров и 31 номер размерами 34-36 кв. метров. Номера же категории «Люкс» обычно бывают около 40-50 квадратов, в отеле «Беркат» номера категории «Люкс» доходят до 120 кв. метров по площади", - отметил Муса Хакимов.

Такие большие номера включают в себя две большие комнаты с прихожей и санузлом. Они ярче всего показывают особенности отеля, ставшего наследником монументального завода, наряду с высокими потолками, крупными и надёжными стенами, а также серьёзным и прочным фундаментом.

Для туристов есть ещё одна важная тонкость: если в прошлом завод располагался за чертой города, то на сегодняшний день его территория стала центром столицы. Так, гостиница «Беркат» имеет шаговый доступ ко всем центральным достопримечательностям и главным городским улицам.

Но возвращаясь к дымоходным трубам, связываясь с различными городскими ведомствами и получая отрицательные ответы, у журналистов начало выстраиваться мнение, что трубы заброшены и никому не принадлежат, никем не эксплуатируются, однако, это было бы невозможно, поскольку периодически из них идёт дым.

В конце рабочего дня, как стало известно от сотрудников мэрии города Грозного, постройка относится к МУП «Теплоснабжение» и является одной из городских котельных.

«Речь идёт о котельной, о старой котельной 25, которая продолжает функционировать совместно с котельной 25 «А»», - сообщили ИА «Грозный-информ» сотрудники Теплоснабжения.

Котельная и трубы-дымоходы принадлежат мэрии Грозного и переданы в хозяйственное введение МУП «Теплоснабжение». Все коммуникации как подземные, так и надземные находятся в эксплуатации и обеспечивают тёплом и горячим водоснабжением жителей столицы.

Роман Авдаев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |