Мир
Спортсмены клуба «Ахмат» заняли призовые места на XXII Международном турнире по боксу
USD 76,0937 EUR 88,7028
Мир
Спортсмены клуба «Ахмат» заняли призовые места на XXII Международном турнире по боксу
Россия
Путин поручил поддерживать не только материнство, но и отцовство
СКФО
Сбер инвестировал более 7,2 млрд рублей в развитие АПК на Северном Кавказе
Блоги
Финляндия собирается лишить украинских беженцев всех выплат ради экономии
Главная » НОВОСТИ » Общество » Российская цивилизация в контексте современной глобализации
01.08.2025 17:06
В научно-теоретическом журнале «Век глобализации» (2025.№ 2) (Вестник МГУ им.М.В.Ломоносова) опубликована совместная статья главного научного сотрудника Комплексного научно-исследовательского института имени Х. И. Ибрагимова РАН, доктора философских наук, профессора Вахита Акаева и доктора исторических наук, профессора ЧГУ им.А.А.Кадырова Мовлы Осмаева на тему: «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ».
В ней раскрываются социокультурные, цивилизационные аспекты Российского государства, испытывающего сложные воздействия современной глобализации. Как часть современного глобального мира Россия представляет собой специфическую цивилизацию, разительно отличающуюся от мира западного и восточного.
В то же самое время Россия – это государство-цивилизация, опирающееся на западные и восточные культурные ценности. Являясь специфическим миром, который в условиях современной глобализации она вынуждена адаптироваться и вносить свои изменения в быстро меняющиеся социальные обстоятельства. Российская цивилизация формировалась на основе длительного противоречивого этнокультурного развития ее многообразных народов, отличавшихся друг от друга на основе языков, верований, историко-культурного и политического прошлого.
В этом контексте анализируется и кавказская цивилизация, которая в условиях современности сохраняет свои традиционные особенности, в числе которых консервативные социокультурные грани, прочные семейные отношения, этнокультурные традиции, адаптирующиеся в глобальных условиях.
Кавказ, целиком входивший в состав СССР, сегодня разделен на две части: южный и северный, которые социально-экономически, политически культурно разноориентированы. В целом Кавказ – «это не только место встречи и синтеза культур и цивилизаций». Он является регионом, привлекающим внимание очень многих государств, транснациональных компаний и по другим мотивам. Так, «обширная зона Прикаспия является богатейшим месторождением нефти и газа, кладовой горючих ископаемых ХХI века. Поэтому объявляют Кавказ зоной своих геостратегических интересов США и Англия, Германия и Турция, даже Швеция».
Народы Кавказа в условиях современного развития мира, глобализационных трансформаций, экономических, культурных, политических преобразований, сохраняют свои этнокультурные традиции, ценности, и они более устойчивы, не позволяют им размыться. Кавказская молодежь, придерживающаяся традиционных семейных традиций, сдержана в плане следования западным антитрадиционным культурным новациям, но при этом она восприимчива к новациям в технологическом отношении.
Известный отечественный кавказовед В.В. Черноус, отстаивая свои позиции о бытовании кавказской горской цивилизации отмечал, что «горские народы ходом исторического развития оказались втянутыми в глобальное противостояние атлантистской империи Англии, континентальной Российской империи, а также Франции и Германии, которые в разные периоды оспаривали гегемонию России в Европе».
Исследования, касающиеся кавказской цивилизации, приобретают неоднозначный характер. Кавказ, как сложный регион в этническом, языковом и религиозном отношении, развивается в течении многих веков. Кавказские народы, существуя в условиях этнического, культурного и социального разнообразия, формировали особые институты, которые преодолевали обособленность и отчуждение этносов и отдельных локальных социумов. Между тем, с помощью этих институтов преодолевались противоречия, конфликты, устанавливались доверительные контакты и отношения между различными народностями и общностями внутри одного этноса. Этого кавказские этносы добивались через такие этносоциальные институты как куначество, аталычество, побратимство и гостеприимство.
Институты, осуществляющие межэтническое сотрудничество народов Кавказа, позволяли накопить богатый опыт взаимной терпимости, достойных компромиссов, разумного приспособления, разностороннего сотрудничества. По мнению Б. Х. Бгажнокова, у адыгских народов «благожелательность стоит в одном ряду с такими принципами поведения, как гостеприимство, почитание старших. Более того, она - условие реализации каждого из названных принципов».
Кавказ, как и любой другой регион, подвергается ощутимым глобализационным новациям. Идеи потребительства, следование всевозможным наслаждениям, формируя гедонистическую ментальность, коснулись его народов. Характеризуя современное общество потребления, Жан Бодрийяр, пишет, что «общество потребления реализует стремление к вещам, но еще более оно нуждается в их разрушении», а это «разрушение остается основной альтернативой производству».
В ходе сопоставления образа жизни, ментальности народов Кавказа и образа жизни народов западного мира мы наблюдаем духовно-культурную устойчивость, консерватизм кавказцев, их преданность, бережное отношение к своим историко-культурным традициям, исторической памяти. Традиционные ценности народов Кавказа, которые статичны, консервативны, против активно меняющихся ценностей западной цивилизации. В условиях современного глобального мира, они прочны, медленно подвергаются к изменениям. Культурные новации народы Кавказа принимают осторожно, медленно. Вместе с тем, они быстро улавливают и практичную пользу массовой культуры.
Для народов Кавказа их историко-фольклорные герои часто служат в качестве образца для подражания, несмотря на свою мифологичность. На их примерах они учат подрастающие поколения.
Валерий Золотухин
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться: