Пт, 19 декабря, 21:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Заповедные места Чечни: историческая область Маьлхиста

Заповедные места Чечни: историческая область Маьлхиста

10.07.2012 12:58

Каждый регион России славен своей особой историей. Путешествуя по Чеченской Республике можно совершить увлекательный экскурс в историческое прошлое этого красивейшего уголка Северного Кавказа.

Заповедные места Чечни… здесь культура и традиции чеченского народа повсюду – в великолепных сторожевых и жилых башнях, развалинах склепов… Чеченцы гордятся своей историей, своим прошлым.

Что может быть полезнее во время отпуска, чем туризм, ориентированный на познание чужой культуры. Он включает в себя увлекательные экскурсии, посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Много всего интересного предлагает туристам путешествие по историческим областям Чечни!

Историческая область Чечни, расположенная на левом берегу Аргуна, на границе с Грузией, между руслами рек Меши-хи и БIаьста-хи. Маьлхиста в переводе с чеченского – «страна солнца». Название это, вероятно, связано с тем, что солнце считалось тотемным предком чеченского племени, жившего здесь. Хотя есть и другое предположение: дело в том, что южные склоны хребта Коре-лам, на котором находилось большинство селений Маьлхисты, круглый год освещены солнцем.

Именно здесь, по преданию, собиралось в прошлом общечеченское войско. Как гласит легенда, в далекие времена в Маьлхиста, у подножия самых высоких гор, в ущелье, где быстрое течение Аргуна образует широкую дельту, один раз в год собирались чеченские воины. Как бы далеко они ни жили, каждый из них должен был прибыть сюда в назначенный день, пока не взошло солнце. Того, кто приезжал последним после восхода солнца, ждала казнь. Таков был закон, установленный Высшим Советом страны — Мехк-кхелом.

Когда-то Маьлхиста была густонаселенной. Здесь насчитывалось до четырнадцати селений. Доза, Банах, Комалх, Коратах, ЖIарие, БIениста, Сахана, Икалчу, Тертие, Меши – их развалины раскинулись по ущельям Аргуна и Меши-хи, в основном по южному склону хребта Коре-лам, мрачным безмолвием подчеркивая бренность жизни и вечность смерти и камня. Словно печать заклятия довлеет над башнями, в которых еще полвека назад бурлила жизнь и кипели человеческие страсти.

Но более всего поражает мрачным великолепием ЦIойн-пхьеде – древний культовый центр Маьлхисты. ЦIойн-пхьеде – это, прежде всего, некрополь, город мертвых, состоящий из полусотни каменных склепов.

При входе в город мертвых у тропы стоят два столпообразных сооружения. Это селинги – языческие святилища. Возле них выполняли разного рода культовые ритуалы и приносили в жертву животных. Кроме того, отправляясь в путь, в специальные чаши, посвященные божеству, люди клали деньги, кольца, серьги и другие ценные вещи, и никто до них не дотрагивался. Считалось, что тот, кто возьмет что-либо из этих вещей, в наказание будет лишен разума.

Сразу за святилищами располагаются склепы, которые разбросаны небольшими группами по северному склону горы. Склеп, или, по-чеченски, маьлхан-каш, то есть солнечная могила – это прямоугольная постройка в виде домика, выложенного из камней, на известковом растворе. Наружные стены некоторых склепов замазаны глиняно-известковым раствором. Некоторые склепы состоят из двух помещений, одно из которых служило поминальной камерой. В ней вдоль стен выложены скамьи из камня и устроены ниши для свечей. В фасадной стене склепа устроен лаз — четырехугольное отверстие, обрамленное каменной рамкой. Старики утверждают, что в старые времена эти отверстия закрывались специальными каменными плитами. Очень часто камни с лицевой стороны склепов украшены петроглифами, они охраняли склеп от темных сил. На некоторых склепах сохранились знаки, которые, вероятнее всего, были своеобразными фамильными гербами. Возникновение и существование коллективных склеповых захоронений датируется XII—XIV веками. Народные предания по-разному говорят об их происхождении. Согласно одной из легенд, склепы начали строить во время эпидемий, когда люди оставляли свои селения, спасаясь от мора, и некому было хоронить умерших. Больные сами приходили в склепы и умирали на каменных полках. Над склепами возвышается боевая башня. Она снабжена множеством бойниц, а у самого верха – машикулями. На камни башни нанесены петроглифы – магические знаки, которые должны были оберегать башню и воинов от врага.

К югу от «города мертвых» находилось прежде селение ЦIойн-пхьеде, отделенное от некрополя прочной каменной стеной, примыкающей к башне. Это было большое по масштабам горной Чечни селение. Как говорят старики, в ЦIойн-пхьеде из одних только ворот выезжало шестьдесят воинов на одинаково серых конях. Оно было очень хорошо укреплено.

Вследствие удаленности от равнины и хороших естественных укреплений и фортификационных сооружений, построенных по всему Аргунскому ущелью, до Маьлхисты редко доходил внешний враг. Но междоусобные войны, кровная месть терзали эту землю. Подобное положение старики объясняли проклятием Ун-наны, богини болезней.

В работах этнографов, археологов Маьлхиста, как правило, характеризуется как мрачный и угрюмый край. На самом деле ущелья Маьлхисты очень красивы в любое время года. Весной здесь цветут дикая слива, шиповник, очень много разных цветов. Зимой, даже в январе, тепло и солнечно. Золотистого цвета трава и ярко-зеленые сосны живописно смотрятся на фоне серых скал и снежных вершин. Прекрасно вписываются в пейзаж и величественные башни, черные камни которых эффектно контрастируют с золотом травы.

Вплоть до 1944 года почти вся Маьлхиста была заселена, имелась даже школа-интернат в селении Сахана. Но после выселения жителей в 1944 году большинство боевых и жилых башен было взорвано, а некрополи разграблены.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |