Чт, 18 апреля, 06:09 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Эксперты: С идеологией ИГИЛ нужно бороться сообща

Эксперты: С идеологией ИГИЛ нужно бороться сообща

13.11.2015 11:05

Всероссийская научно-практическая конференция «ИГИЛ.

Фото с сайта www.riadagestan.ru

Информационно-психологическое противодействие терроризму на Северном Кавказе» стартовала накануне, 12 ноября, в Дагестанском государственном университете, сообщает РИА «Дагестан».

Организатором конференции выступили министерство печати и информации республики в партнерстве с Центром стратегической конъюнктуры, ДГУ, Лигой безопасного интернета.

Открыл конференцию ректор ДГУ Муртазали Рабаданов. Он отметил важность проведения мероприятия, потому что считает обсуждение, анализ всех сторон тех явлений, в которые оказался втянут Северный Кавказ, очень важным. «В нашем университете в этом направлении проводится большая работа. Мы пытаемся создавать площадки для всестороннего обсуждения этого явления. Я уверен, чем шире и ярче будет раскрыта суть любого явления, тем меньше в нем остается места для крайностей, экстремизма», – уверен ректор университета.

Вице-премьер Дагестана Рамазан Джафаров поприветствовал гостей и участников конференции от имени руководства республики. «В зале присутствует много уважаемых экспертов из регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Это свидетельствует о том, что все заинтересованы в противостоянии ИГИЛ (организация запрещена в России). Дагестан не случайно стал площадкой проведения сегодняшней конференции – республика была долгие годы втянута в проблемы терроризма. За эти годы в результате множества терактов мы потеряли десятки общественных, политических, религиозных деятелей, журналистов, учителей и простых людей. В результате консолидации дагестанского общества на неприятие терроризма, общими усилиями представителей правоохранительных и силовых структур, социальных служб достигнуты определенные успехи – уже два года в республике не было совершено ни одного террористического акта. Это результат совместной работы всего дагестанского общества», – отметил он.

Джафаров подчеркнул, что сегодня все с тревогой наблюдают за тем, что происходит в Сирии, и обеспокоены тем, что в том числе и жители республики принимают участие в военных действиях на территории этой страны в составе террористической организации ИГИЛ. Это беда не только Дагестана, Северного Кавказа и всей Российской Федерации, но и многих других стран, чьи граждане также воюют на стороне ИГИЛ.

«Эта террористическая организация угрожает народам, проживающим не только на Ближнем Востоке, но и всей цивилизации в целом. Наверное, поэтому для участия в конференции приехало столько гостей: чтобы выслушать друг друга, выработать рекомендации, которые были бы полезны дагестанцам, Северному Кавказу, России и другим государствам. В XX веке многие страны сообща боролись с коричневой чумой – фашизмом, сегодня настал тот день, когда мы, не обращая внимания на разногласия, должны собраться и решить проблему. Если мы не остановим это явление сейчас, в дальнейшем нам будет еще сложнее это сделать», – отметил вице-премьер республики.

Министр печати и информации Дагестана Азнаур Аджиев сказал о том, что конференция будет построена на диалогах, каждый желающий может принять участие в обсуждении тех или иных вопросов, высказать свое мнение и внести предложения.

Модератором мероприятия выступил директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин, сомодератором – Азнаур Аджиев.

Валерий Коровин выделил несколько основных моментов, на которые нужно обратить внимание. Первое, по его словам, это то, что деятельность ИГИЛ укладывается в понятие «исламизм», то есть это некая политическая версия идеологии, созданной на основе ислама. «К исламу, как древней традиции мира и согласия, этот идеологический суррогат не имеет отношения, но лишь эксплуатирует искренние чувства мусульман для того, чтобы их перенаправить в достижение конкретных политических целей в интересах конкретного заказчика», – подчеркнул он.

Второе, на чем акцентировал внимание модератор, – это то, что деятельность ИГИЛ и близких ей террористических группировок имеет геополитический маркер. «То есть всегда деятельность террористической группировки играет на руку нашему геополитическому противнику – США. Штаты в некоем стратегическом формате и моделируют те процессы, с которыми мы имеем дело на Ближнем Востоке, сталкивались в очень горячей форме на российском Северном Кавказе некоторое время назад, и которые угрожают российскому государству, постсоветскому пространству и стабильности региона в целом в ближайшей перспективе. Это та функция, которую вольно или невольно выполняют сторонники ИГИЛ.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что мы сегодня перемещаемся в контекст парадигмы «постмодерн». Это новая среда, новая действительность, которая отличается от той, к которой мы привыкли за последние десятилетия. Модерн подходит к своему концу с его широкими категориями, понятиями государства, законности, иерархии власти. Другая реальность носит название «постмодерн». Это некая сетевая распыленная среда, неустойчивые категории, отсутствие жестких критериев и правильного государства, к которому мы привыкли.

Новый формат государства – это некая распыленная сетевая империя, которая собирается только на основе идей и идеологических концептов. Ее территориальное присутствие не определено, границ не существует, и эта новая реальность возникает в любой точке, где появляются ее носители. А в ситуации, когда мир покрыт глобальными сетями, такой источник нового мировоззрения может возникнуть в любой точке планеты, в том числе и нашего государства. Поэтому эта распыленная реальность – данность, с которой мы сегодня сталкиваемся, и оценивать ее в категориях модерна, к которым мы привыкли, сопоставлять суть исламского государства с государством, как мы его привыкли понимать, будет неточно, и мы сами будем себя заводить в некий концептуальный тупик», – подчеркнул эксперт.

Один из разработчиков аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Исламское государство: сущность и противостояние», секретарь-координатор клуба Яна Амелина выступила с кратким обзором документа. Она, в частности, отметила, что «ИГ» создано не так давно – чуть более года назад. Ему предшествовало несколько других террористических группировок.

«Свидетельств тому, что за так называемым международным терроризмом во многом стоят западные структуры, причем стоят очень давно, становится все больше. Это абсолютно очевидно и нет никакой необходимости углубляться в эту тему», – подчеркнула она.

Конечной целью подобных группировок, по мнению Амелиной, является ослабление России, а итогом – исчезновение ее с карты мира.

Амелина сообщила, что вторая часть доклада посвящена рассмотрению конкретных ситуаций, складывающихся в конкретных регионах. Особое внимание уделено Северному Кавказу, другим российским регионам – Крыму, Поволжью, Закавказью (Азербайджану, Грузии и Армении), Средней Азии, Европе, позиции Турции.

Более подробно она коснулась ситуации на Северном Кавказе. «Всем известно, что с самого начала планировалось, что деятельность ИГИЛ будет осуществляться на Северном Кавказе. Об этом не раз заявлялось. В июне этого года так называемый «вилаят» так называемого «Имарата Кавказ» принес присягу ИГИЛ. Однако сейчас уже вполне очевидно, что эта угроза носит больше пропагандистcкий характер, нежели реальный.

Это было таким же блефом, как и угрозы имарата «Кавказ» сорвать олимпиаду в Сочи в 2014 году. Они предприняли для этого определенные действия, которые были пресечены совместными усилиями российских правоохранительных и силовых структур. Но эти угрозы не остались незамеченными. Силовики провели ряд достаточно серьезных зачисток и ситуация в последние два-три года значительно стабилизировалась. Это не говорит о том, что проблем больше нет или не будет, но констатировать, что ситуация сегодня намного лучше, просто необходимо. Конечно, этому способствовал в первую очередь упор на силовую составляющую. Два года назад вступили в силу поправки к УК РФ, которые ужесточают наказание за участие в незаконных вооруженных формированиях, что тоже сыграло свою роль. Правоохранители очень внимательно следят за ситуацией. Люди, которые проявляют интерес к ИГ, берутся под контроль, к ним применяются достаточно жесткие санкции, при попытке возвращения они проходят через судебные разбирательства. Жестко работают эти службы и с людьми, которые пытаются оказать финансовую поддержку ИГ, таких людей достаточно много. На данный момент возбуждено около 500 уголовных дел по этим вопросам», – сообщила докладчица.

Было отмечено, что, согласно последним опубликованным данным, на стороне ИГ воюет свыше 5 тысяч граждан России и государств Средней Азии, порядка 2,4 тысячи из них составляют граждане РФ. 2,5 тысячи боевиков «ИГ» российского происхождения составляют ничтожный процент в сравнении с 20 млн. проживающих в России мусульман. «При этом отрицать наличие проблемы «симпатизантов» ИГ в российском мусульманском обществе, безусловно, не приходится. Идеология и практика ИГ многократно запрещена российским и международным законодательством. Тем не менее, люди продолжают туда отправляться», – заметила Амелина.

Коснулась она и мотивов того, почему российские мусульмане отправляются воевать на стороне ИГ. По ее мнению, российское государство проигрывает в самом главном – идеологическом противостоянии радикальному исламизму. «Россия не дает никакого идеологического ответа на вызовы радикального ислама. Очевидно, что массово поднять российских мусульман на так называемый «джихад» ИГ совершенно невозможно, но формирование идеологической альтернативы является первоочередной задачей.

Как относиться к тем, кто уходит в ряды этой террористической группировки? К сожалению, в последнее время часто встречаются странные слова о том, что это наша беда, наши дети и т.д. Никакие они не дети, они преступники, которые осознанно сделали свой выбор в сторону человеконенавистнического направления, и относиться к ним нужно соответствующе. Ситуация с Варварой Карауловой говорит, что государство движется именно в этом направлении», – уверена Амелина.

Третья часть аналитического доклада посвящена противостоянию ИГ. По мнению докладчицы, оно заключается во всемерной поддержке традиционного ислама, проведении активной разъяснительно-пропагандистcкой кампании, разоблачающей заблуждения сторонников ИГ и других радикально-исламских группировок.

Валерий Коровин, подводя итоги выступления докладчицы, еще раз напомнил, что за деятельностью ИГ стоят Соединенные Штаты Америки: «Этот проект вписывается в концепцию «Великий Ближний Восток», которая была принята в 2004 году. Сегодня на наших глазах она реализуется. Один из ее идеологов – американский неоконсерватор Майкл Ледин, акцентировал внимание на то, что Америка с крушением СССР лишилась глобального врага и что для внутренней мобилизации ей нужен новый глобальный враг. Он предложил в качестве нового глобального врага для человечества выбрать ислам как таковой, приравняв его к фашизму. То есть формула «ислам – фашизм» – формула американских неоконсерваторов. И для того, чтобы эту угрозу превратить в конкретную форму, были инициированы процессы, которые происходят на Ближнем Востоке в последние 10 лет».

Заместитель министра печати и информации Дагестана Зубайру Зубайруев, комментируя выступление Яны Амелиной, отметил, что ИГИЛ – это великолепный медийный проект по дискредитации ислама, который, к сожалению, получился, и это слышно не только из уст простых людей, но и экспертов. «Когда мы в экспертном сообществе говорим о том, что нет смысла «цацкаться» с людьми, которые подверглись этой информационной атаке, желании жестко обозначить, что все эти люди поддались на экстремистские суждения и должны жестко преследоваться по закону, я хочу спросить, а ребята со свастикой в Питере – не экстремисты? Может, тогда применим этот жесткий подход ко всем. Все агитаторы той стороны ваши слова о жестком подходе будут использовать в своих целях и помогут им привлечь на свою сторону сомневающихся.

Глава республики сказал, что никакого исламского экстремизма и терроризма не существует, эти явления сугубо антиисламские. Они ведут к ослаблению ислама, ослаблению России, поэтому очень прошу всех не упоминать эти фразы. Слова, что Россия воюет с исламским государством, категорически запрещены. Россия воюет с группой террористов, никакого ислама и никакого государства там нет. Нам это понятно, но молодые ребята воспринимают это по-другому», – считает замминистра.

Высказался Зубайруев и по поводу высказывания Амелиной о том, что не надо «цацкаться» с молодыми людьми, перешедшими на сторону ИГИЛ, потому как у них не было особых проблем. «Яна, проблемы были, и вы их не знаете. В Дагестане нет работы для молодых людей. Вы не понимаете, что такое для молодого мусульманина, который должен кормить семью и родителей, отсутствие работы. Это для него огромная беда. Я за то, чтобы применять жесткие меры, но за то, чтобы применять их ко всем экстремистам, всех мастей – не только исламских. И последнее, хочу предложить продолжать настойчиво изучать те проблемы, по которым ребята уходят, и пытаться их решать», – заключил он.

Главный редактор журнала и портала «Геополитика» Леонид Савин считает, что существенным моментом является идеологическая составляющая исламского государства, которую нужно тщательно реконструировать. «Нужно посмотреть не только какие мотивы, но и какую идею несет тот или иной лидер террористической организации. На мой взгляд, там присутствует четко выраженный теологический и психологический момент. В Аль-Каиде, например, говорили о попытках изменить мир в сторону справедливости. В ИГ четко присутствует психологический момент, который эксплуатирует феномен культа смерти. Поэтому те молодые люди, которые находятся в духовном вакууме, часто идут именно по этим причинам. А хотя разве нет эсхатологии в традиционном исламе? В шиизме вообще ожидают прихода двенадцатого, «скрытого» имама Махди. Чтобы понимать мотивацию людей и понять их психологию, нужно вести с ними допрос, наверное, уже после их задержания», – сказал Савин.

Во-вторых, по мнению докладчика, следует вопросы эсхатологии в исламской культуре выносить на образовательный, культурный уровень, чтобы молодежь правильно понимала эти направления.

«Хотелось бы сделать небольшую ремарку по большому Ближнему Востоку. В 2000-х годах это был проект, который направлен на глобальное реконструирование в рамках Организации объединенных наций. Но сама концепция возникла в 80-х годах в связи с приходом к власти Саддама Хуссейна, ввода Советских войск в Афганистан, исламской революцией, сменой структурной власти в Саудовской Аравии. Все это вынудило американскую администрацию пересмотреть свою позицию. Тогда было объявлено, что любая третья сила, которая попытается установить контроль над Ближним Востоком, будет являться врагом США, и против них будет применяться вооруженная сила. После этого мы видим ряд стратегических ошибок, которые США допустили в этом регионе – от Пакистана до Туниса. На мой взгляд, следует рассматривать эту проблематику в более широком геополитическом контексте, потому что терроризм более сложен. Из различных интересов и подхода к регионам американцы действуют избирательно. А поскольку большой Ближний Восток по ряду ложных убеждений руководство США считает зоной своих приоритетных интересов, они пытаются манипулировать кризисами в этом регионе», – сказал он.

Декан факультета Дагестанского государственного педагогического университета Патимат Омарова поддержала Зубайру Зубайруева в том смысле, что нельзя быть только жесткими, потому что у ребят, которые уехали и погибли, как на территории России, так и за ее пределами остаются семьи и дети. «Если мы не работаем с ними, то получаем новых боевиков. Только по Советскому району города Махачкалы зарегистрирована 21 семья, в которой находятся 56 детей, половина из них дошкольного возраста (пока с ними не нужно работать), школьного и в большей степени подросткового возраста. Если кто-то скажет, что знает готовые рецепты, как работать с ребенком-сиротой от убитого боевика, он просто солжет. Сегодня нужно разрабатывать и формировать программу ресоциализации, новые программы по адаптации этих семей в сложившихся условиях. Не потому, что мы любим и поддерживаем их отцов, которые совершали противоправные, антиобщественные, антигосударственные действия, а потому, что мы можем получить новых боевиков. Первыми об этом задумались работники администрации Советского района Махачкалы», – заявила Омарова.

Второе, на что она обратила внимание, – это то, как работают с населением представители правоохранительных органов. «Правоохранительные органы создают действительно очень важную основу для общественной безопасности, реально делают очень много, чтобы противостоять ИГИЛ. Однако простые рядовые сотрудники очень часто плохо разговаривают с нашими мусульманами. Я это говорю как декан факультета, на котором регулярно участковые инспектора встречаются с девочками, носящими хиджаб. Надо с ними разговаривать хорошо, потому что с той стороны с ними говорят очень ласково, вовлекая в антигосударственную деятельность. Поэтому уже сегодня проводятся тренинги с рядовыми сотрудниками МВД по тому, как общаться с населением», – сообщила она.

Омарова добавила, что очень часто говорится о противодействии ИГИЛ, но Дагестан действительно крайне бедный регион – на последнем месте по стране по уровню заработной платы. И если не создавать производства, у нас нет альтернативы. «Там им платят зарплату, ласково разговаривают и обещают рай, нам же им предложить нечего. Мы теряем те традиции, устои, которые были у дагестанцев, чтобы противостоять этой идеологии. Я благодарна министру по национальной политике Дагестана Татьяне Гамалей за чудесный проект «Куначество», в рамках которого семьи-участники на 7 дней обмениваются детьми и становятся куначескими. Они привлекли нас как психологов для того, чтобы помочь детям адаптироваться в этих семьях. К сожалению, из СМИ мы слышим только плохое, а если Дагестан плохой, зачем за него бороться. У нас нет позитивной информации. Вот проект «Куначество» – это то, что было позитивно», – сказала она.

Патимат Омарова также предложила «посадить» людей в соцсети, чтобы аргументированно отвечать на то, что пишется специально обученными, получающими хорошую зарплату людьми. «Иначе мы потеряем поколение, ведь большинство информации ребята получают через социальные сети и федеральные СМИ», – считает педагог.

Всероссийская конференция, посвященная информационно-психологическому противодействию вызовам и угрозам международных террористических группировок, проводится 12-13 ноября на базе Дагестанского госуниверситета. Основные темы конференции: обсуждение обзорного аналитического доклада Кавказского геополитического клуба «Исламское государство: сущность и противостояние»; ответственность СМИ и журналистов в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма; стратегия, сущностные различия и психология террористических организаций на примере Аль-Каиды и ИГИЛ; виды мотивации и способы информационного давления террористических организаций на власть и общество; противодействие терроризму и экстремизму в сети Интернет.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |