Вт, 16 декабря, 01:43 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Вселенная и мятежная душа поэта и философа

Вселенная и мятежная душа поэта и философа

03.12.2015 23:55

«Я не специалист по литературной критике. Однако в надежде на то, что читатель поймет и простит меня за лирическое отступление, хочу отметить одну сторону поэзии этого человека, которая восхищает и поражает мое воображение.

Это то, что порой он идет по лезвию ножа - еще чуть-чуть и вышел бы за пределы дозволенного. Он прекрасно излагает свои чувства и желания, оставаясь в рамках чеченской этики и морали. Он находит именно те слова, которые с максимальной глубиной и ясностью выражают его чувства. Так может только гений»,- это слова доктора физико–математических наук, профессора Райкома Дадашева о великом человеке нашего народа, своем земляке Могомед-Салахе Гадаеве.

…Жестокая судьба, и по-другому не скажешь. 24 декарбя 1972года в Ножай-Юротовской районной больнице в рассвете сил, в возрасте шестидесяти трех лет, скончался выдающийся чеченский поэт и прозаик, драматург и переводчик, человек многогранного таланта и мятежной души Магомед-Салах Гадаев. Его похоронили в родном селе Чурчу-Ирзе, в Ножай-Юртовском районе. Родился Магомед-Салах Гадаев в селе Чурчу-Ирзе 6 декабря 1909 г. В 1924 году его семья переезжает в село Нижний Герзель, где он оканчивает 4-й класс начальной сельской школы. В 1928 году поступает на рабфак в Ростове-на-Дону, где начинает литературную и научную деятельность. Работает в аппарате крайисполкома.

Но уже в 1930-ом возвращается в Чечню и работает научным сотрудником Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, где проводит фольклорные и космологические исследования. Занимается переводом на чеченский язык произведений Лермонтова, Толстого, Пушкина, Некрасова, Шевченко. В 1942 году Магомед-Салах Гадаев в соавторстве с ученым-языковедом и просветителем Сираждином Эльмурзаевым составляет хрестоматию для средней школы «Литература на родном языке». В том же году Гадаева обвиняют в антисоветской агитации и участии в национал-троцкистской организации и осуждают на 15 лет лагерей. В лагере он пишет труд «К вопросу о правописании чеченского языка».

В 1957 году его освобождают. Гадаев едет в Киргизию, где жила его депортированная в 1944 году семья, и возвращается с ними в Чечню.

В 1957-ом его повторно арестовывают за убийство писателя, оскорбившего чеченский народ. Но приговор к расстрелу заменяют осуждением на 25 лет тюремного заключения. После ходатайства председателя правления Союза писателей Чечено-Ингушетии Саидбея Арсанова срок сокращают до 15 лет. В 1972 году он возвращается домой, везя с собой солидный архив. Однако все, что связано с этим человеком и его творчеством, в буквальном смысле, окрашено трагическими оттенками. Сразу же под псевдонимом подготавливает к изданию сборники «Исповедь», «Последняя любовь», «Разговор с чинарой», «Ночной всадник» и другие. У него очень много научных трудов.

Одним из первых, кто начал говорить на публику о творчестве выдающегося философа, это народный артист Чеченской Республики, любимец всех поколений, знаменитый композитор, поэт и певец Имран Усманов.

- Еще в студенческие годы, в далекие 70- е, когда мне было 17лет, я начал изучать историю Магомед–Салаха Гадаева. Это вовсе не потому, что он мой троюродный брат и односельчанин, а потому что творчество этого великого мыслителя глубоко задело мои пылкие юношеские чувства и изменило восприятие мира сего,- говорит Имран Усманов.

- Еще тогда, почти в подростковом возрасте, я искал что-то неизведанное, странное и необъяснимо новое. И когда я наткнулся на письма, где кроме обычного текста были стихи, произведения и еще непонятные мне тогда астрологические чертежи и схемы Салаха (так, ласково, называли его родные и близкие), понял: вот чего искала моя младая душа, еще не полностью осознавшая жестокие стороны этого прекрасного бытия,

которая зовется жизнь. Я нашел! Первая моя песня на стихи Гадаева «Дарта». Она стала великим шедевром, национальным достоянием!

Имран Усманов исполнил около шестнадцати песен на стихи Магомед–Салаха Гадаева, и каждая из них таит в себе целую жизнь: страдания, чувства, любовь, боль…

Однажды, еще находясь в заключении, в письме, адресованном народному поэту Шахиду Рашидову, Гадаев пишет: «Я рад, что хотя бы мои некоторые тейповые братья смогут понять мои философские произведения…»

В последние годы их по крупицам собирали многие сотрудники Академии наук Чеченской Республики, но основная ноша легла на плечи Ш. Рашидова. Эти произведения впервые выходят в двух томах книги «Духовные поиски», подготовленной в Академии наук Чеченской Республики.

Народный поэт ЧР Шахид Рашидов рассказал о своем видении творчества выдающегося литератора и ученого.

Шахид, вы готовили предисловие к литературным произведениям писателя, было ли трудно раскрыть то душевное состояние и видение вселенной М-С. Гадаева?

«Мне досталась, на мой взгляд, более тяжелая миссия - дать оценку его философским произведениям. В средствах массовой информации не раз делались попытки возвысить значимость его научных трудов и даже приписать ему авторство некоторых открытий. Я понимаю, что это делается из-за огромной любви к нему и к его творчеству. Возможно, я разочарую некоторых читателей, так как глубоко убежден в том, что он не нуждается в этом. Он вошел в историю как гениальный поэт, романтик и мыслитель, как человек трагической судьбы. Его одного стихотворения «Даймахке сатийсар» было бы достаточно, чтобы на веке прославить его».(Академия наук ЧР. книга 1-ая «Синлехамаш»(Духовные ценности»)».

- Этого мнения придерживаюсь и я,- говорит и Райком Д.- Я внимательно прочитал все материалы, касающиеся философских работ М. Гадаева, включая отзывы различных ученых. Они представляют историческую ценность, ибо все, что касается этого человека должно быть сохранено. В работах много новых интересных идей и гипотез. Хотя некоторые из них не выдерживают научной критики, но есть среди них и гипотезы, проверить которые на данном этапе развития науки невозможно. Они высказаны, но не доказаны. А вдруг через сотни лет...,- говорит Р.Дадашев.

-Пытаясь понять, что являлось движущей силой, какие были мотивы, что толкало автора на этот титанический труд, я многократно перечитывал как сами произведения, так и рецензии. Почему он так страстно увлекся философией? Даже в письме к сыну он настоятельно советует ему изучать философию. В самые тяжелые времена, когда люди думали только лишь о том, как выжить в нечеловеческих условиях спецпереселения, он отдает все свои силы, умственные, духовные и физические, для изучения философии, физики, астрофизики и космологии, для создания собственной картины мира. М. Гадаев десятилетиями жил в том мире, который он создал для себя. Он уточнял его, углублял свои представления о строении Вселенной. При этом он не стремился защитить диссертацию или получить какие-то материальные выгоды. Главная цель - постичь тайны мироздания,- продолжил Райком Дадашев.

- Каждый человек, глядя на звездное небо, не может не интересоваться извечными вопросами. Во все времена люди хотели знать, как устроен и как возник наш мир. Какова роль этих тем в творчестве Гадаева?

- Я уверен в том, что Гадаева эти вопросы волновали значительно сильнее, они не давали ему покоя. Уверен, что пытливый ум и природный дар не давали ему спокойно

любоваться только красотой звездного неба. В изучении глубин человеческой души он достиг больших высот. В своей поэзии он гениально раскрыл внутренний мир человека, дошел до самых отдаленных уголков человеческой души. Поэтому неудивительно, что он хотел с такой же глубиной постичь тайны мироздания.

…Талант как самородок. Подобно драгоценному камню, он начинает сверкать всеми гранями только после тщательной обработки.

Истинную ценность такого самородка мы узнаем лишь со временем, когда становимся в состоянии понять, какую редкую возможность насладиться его красотой упустили. Сам талант, несмотря на пренебрежение к себе, богатой внутренней сущности не теряет, но угасает без поддержки. Если творца постоянно подвергать гонениям вместо того, чтобы беречь и лелеять, он может сломаться и не успеть выполнить в полной мере свое предназначение. К счастью, этого не произошло с поэтом и мыслителем XX века Магомед-Салахом Гадаевым, наделенным огромным природным даром. Власти делали все возможное, чтобы заглушить его талант. Испытаний, отнимавших время, губивших силы, здоровье, на долю Магомед-Салаха выпало сверх меры. Гадаев действовал вопреки обстоятельствам и потому состоялся как поэт, писатель, драматург, ученый. Он пришел в мир с прекрасными мыслями и надеждами, с мечтой жить и творить для людей. Его планы были смелы и заманчивы.

Гадаев любил жизнь, любил свободу, мечтал жить рядом с близкими и родными ему людьми, приносить пользу своему народу. Однако многому так и не суждено было сбыться. Остались незавершенными романы, пьесы, стихи, научные работы по философии и космогонии. А сколько утрачено из написанного…

Это был патриарх, классик чеченской культуры.

В народе жива о нем слава, как о талантливом поэте, но мало известно о других гранях его творческой натуры.

«Родился я 6 декабря 1909 года в горном чеченском ауле Ножай-Юрт (юго-восточный уголок Чечни). Один дом был у нас в ауле, а другой в двух километрах, на самом краю глубокого обрыва. Там держали скот и зимовали. В пятидесяти метрах от дома начинался крутой склон с дубовым лесом. Кое-где - отвесные каменные скалы. Внизу - широкая долина с дремучим чинаровым лесом. За долиной поднимался противоположный склон, более отлогий, чем наш. К югу горы поднимались все выше и выше и сливались со снежными вершинами Кавказского хребта. К северу, наоборот, холмы становились все ниже и ниже и, наконец, исчезали перед бескрайней равниной, где ночами видны были огни горящих бурьянов и камышей, а утром и вечером сверкал змеей изогнутый далекий Терек. Красиво было!..»

Это не отрывок из художественного произведения, а одно из многочисленных писем отца сыну: сорокатрехлетнего мужчины четырнадцатилетнему подростку. Не назидания, не наставления шлет он отроку, а любовь к родному краю. Пытается приблизиться к сыну, с которым разлучен, шаг за шагом увлекая его по тропинкам своего детства. За собой. К себе. Единственная возможность гулять с ним вдвоем по родным местам - это дать волю воображению. Может быть, благодаря одной из таких воображаемых прогулок, родилась поэма «Ночной всадник».

…Детство бежало по чащам, ущельям,

где я носился, недоступный лишеньям,

детским восторгом и счастьем горя.

Волка гонял, мыл лицо в водопаде,

ждал, когда сокол мне на руку сядет

и из-за гор улыбнется заря.

Так по наклонному берегу детства

к озеру счастья и озеру бедствий

мчался я камнем до нынешних лет,

чтоб в океане времен раствориться,

чтоб на земле только ветры да птицы

имя мое повторяли мне вслед...

(В материале использованы выдержки и цитаты из 1-го и 2-го томов книги «Духовные поиски» («Синлехамаш») о Магомед-Салах Гадаеве, Продолжение следует…

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |