Чт, 25 апреля, 16:34 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » В 60-ые годы 19-го столетия дочери Кунта–Хаджи Кишиева Эсет пришлось покинуть родину

В 60-ые годы 19-го столетия дочери Кунта–Хаджи Кишиева Эсет пришлось покинуть родину

24.03.2016 15:47

Каждый год, в марте месяце, представители рода Исламхана Изарипова, тейпа Цечой из селения Катар-Юрт Ачхой-Мартановского района, собираются и читают мовлид в честь Великого Эвлия Кунта-Хаджи Кишиева и его дочери Эсет.

Сегодня мы знакомим читателей с одним из примеров того, как почитают чеченцы своего устаза Кунта-Хаджи Кишиева и его потомков.

Известный религиозный деятель Кунта-Хаджи Кишиев за свою активную позицию и учение, 3 января 1864 года был арестован и сослан в бессрочную ссылку в Устюженские казематы.

В Устюженской тюрьме Шейх со своими соратниками и единомышленниками испытали все тяготы судьбы, ненависть и бессердечие тюремных надзирателей к правоверным.

Кунта-Хаджи призывал людей к простой истине – к вере в Аллаха, к добру и состраданию, как того и требует Ислам.

В своем обращении к чеченскому народу Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров сказал: «Третьего января 1864 года царскими войсками был схвачен и отправлен в ссылку один из самых мирных и безгрешных людей на земле – Кунта-Хаджи Кишиев. И сегодня, третьего января 2016 года, прошло уже 152 года со дня его высылки. Устаз всю свою жизнь посвятил религии, он призывал к миру, стабильности и отказу от вооруженной борьбы. Благодаря именно Шейху ингушский народ принял ислам. Несомненно, ссылка Кунта-Хаджи Кишиева была грубейшей политической ошибкой царских властей. Вместо того, чтобы поддержать почитаемого чеченским народом религиозного лидера, призывающего к миру и порядку, власти отправили его на чужбину, тем самым вызвав озлобление и ненависть у многих тысяч людей. Однако религиозные и философские учения устаза по сей день не утратили свою актуальность. В каждом его завете есть ответы на многие вопросы современного мира. Память о нем, как и его дела, будет жить вечно!»

…После ареста Кунта-Хаджи, его семья, преследуемая царским правительством, покинула землю своих отцов.

В 1864 году 19 столетия, дочери Кунта-Хаджи Кишиева Эсет, тоже пришлось покинуть родину вместе с родственниками. Был первый месяц весны. Туман, сырость, слякоть. С тоской и болью, собралась она в путь, в далекие края, о которых она не знала и не ведала впредь, где впереди была неизвестность. Сначала Турция, Ирак…

Эсет от природы была очень умной и мудрой женщиной, и она нашла в себе мужество и волю ужиться среди чужестранцев… Шли годы…

Истинный подвиг во имя Аллаха и своего Устаза в 1905 году совершил один из последователей Шейха Кунта-Хаджи Кишиева Исламхан Изарипов (из тейпа Цечой) из села Катыр-Юрт Ачхой-Мартановского района.

Рассказывает Саид Изарипов (он сын Шаарани Изарипова, внук Исламхана Изарипова): «Впервые эту историю я услышал в 1975 году от старика-односельчанина Адама Вараева, с которым я лежал в больнице. В то время мне было 14 лет, и его короткий рассказ произвел на меня сильное впечатление. После больницы, я спросил у своей бабушки Рахат Изариповой (умерла в 1979 году), знает ли она эту историю? Я с большим волнением слушал ее рассказ. И тогда возникло огромное желание узнать глубже о событиях тех времен. А позже, узнавая от разных людей, имевших хоть какую-нибудь информацию об этой истории, я собрал этот материал. И он достоин внимания. Запомните: человек по- настоящему чувствует и понимает происходящее только с возрастом…

…В 1905 году шла молва, что дочь Шейха Эсет, находившаяся в то время в Османской империи (Хункар-мохк), хочет приехать в Чечню, если найдется на родине достойный мужчина, который пожелает ее сопровождать. Исламхан Изарипов, мой дед, был очень взволнован, узнав об этом. Он принял решение взять эту миссию на себя. Времена были тяжелые, кроме финансовых проблем, были проблемы на дорогах, языковые, транспортные, границы и т.д. Мюриды Шейха Кунта-Хаджи объявили, что тому, кто поедет за Эсет, они соберут деньги на дорогу и в случае его смерти, возьмут на себя обеспечение потомков. Но, Исламхан сказал, что деньги у него есть, и нет потомков, которых нужно будет содержать, так как у него были только сын младенец и молодая жена. Возникла проблема с женой, которая не давала согласия на этот поход. Исламхану тогда было 23-25 лет, в семье он был единственным сыном, после восьми сестер. На тот момент уже не было в живых ни отца, ни родного дяди и двоюродных братьев, и не на кого было оставить жену и сына. По совету своего друга из села Гехи (эту историю знает его внук Иса), он обратился к Шейху Ахматук-Хаджи из села Шаами-Юрт, который ему подсказал, что не требуется согласие жены, т.к. он собирается в дорогу во имя Аллаха. Только он должен был дать развод жене, в случае, если не вернется обратно домой в определенный срок. Он вышел в путь, сказав, что без Эсет не вернется. Одному Аллаху известно, что он испытал на пути туда и обратно, когда не было ни машин, ни поездов, ни самолетов, об этом он не любил рассказывать, но добрался до места назначения.

Как только увидела Исламхана, Эсет сказала, что это тот человек, который в точности подходит под того, кого описывал ей отец. Шейх сказал дочери, что придет такой человек из ДегIастана (родина), и она может ему довериться. Эсет была замужем за Берснока из рода Орстхой. Исламхан пробыл там несколько месяцев, ждал, пока оформлялись документы на выезд Эсет. Процесс затянулся. Он не собирался уезжать без Эсет, но она настояла, сказав, что не может взять на себя ответственность за развод с женой, и отец не простит ее. Обещала приехать, как появится возможность. Он вернулся домой, и рассказал о своей поездке на большом собрании последователей Шейха Кунта-Хаджи в селе Майртуп, что произвело сильнейшее впечатление на слушателей. Местный мулла Чимарз (имя может быть неточное) плакал, читая письма, которые привез Исламхан. В конце Чимарз сказал, что Исламхан, кроме перенесенных трудностей, связанных с дорогой, еще понес финансовые затраты и нужно оказать ему помощь. На бурку, которую он расстелил, присутствующие скинули большое количество денег, но Исламхан не взял ни рубля, а лишь сказал, что он все делал ради Аллаха и своего Устаза. Этот поступок лишний раз доказал, что он был искренен в своих намерениях при отсутствии всякой корысти.

Приведу несколько моментов из его рассказов, которые имеют существенное значение.

1. Когда Исламхан прибыл, Эсет сразу узнала в нем человека, которого описывал ей отец, и что ему она может доверять.

2. В доме Эсет была комната, в которой никто не жил, но там были тазик, кумган с водой и коврик для ламаза. Эсет говорила, что это комната ее отца.

3. Муж Эсет Берснокъ был очень тяжелым человеком (это был второй муж Эсет, первым мужем был дед Сайфуддина, он умер в Хадже) и Исламхан сильно переживал по этому поводу, но ничем не мог изменить ситуацию. Когда он решился сделать дуа, как будто читала его мысли, Эсет сказала ему: «КIант (она не называла его по имени), оставь то, что ты задумал, заслужить Рай нелегко!»

4. Когда Эсет собирала его в дорогу, расшила его дорожную сумку (таьллаш) и сделала его больше и объяснила, что делает это для того, чтобы лепешки (бепиг- чеченский хлеб), которые она пекла, уместились целыми. Исламхан сказал, что по пути на границе проверяли даже швы на одежде и разламывали хлеб, а, чтобы не дать трогать этот хлеб, я умру. Эсет ответила ему: если отец позволит резать этот хлеб грязными ножами, можешь не считать его Эвлия. И она оказалась права. На границе случилась странная вещь. Когда подошла очередь Исламхана для проверки, все проверяющие отвернулись и не обращали на него внимания, и он ждал, пока они его проверят. В это время он почувствовал, как будто его сзади подтолкнули, и он пошел. Ни на этой стороне, ни на другой его никто не проверил.

5. Исламхан привез некоторые вещи, принадлежавшие Шейху, которые передала ему Эсет. Бабушка говорила, что он привез письма и куски материала из одежды Шейха. А хлеб, который на дорогу готовила Эсет, остался и его давали больным как лекарство. Последний кусок этого хлеба (тогда еще хлеб был свеж), середина с отпечатком ладони Эсет, через сорок лет положили с ним в могилу. Умер он в Казахстане после выселения весной 1944 года. Похоронили на кургане за озером, в том месте, на которое он указал сам.

6. В 1906 году Эсет приехала на Родину (через год, после поездки Исламхана), и поехала в Ингушетию к родственникам мужа. Исламхан поехал встречать Эсет там и все время пребывания на родине сопровождал ее, находился рядом с ней, так как это было желание Эсет…

В Итум-Кали она останавливалась в доме сына Мохьмад-Хаджи – Iалсолт-Хаджи. Iалсолт-Хаджи был уважаемым человеком и последователем Кунта-Хаджи. Но, к великому сожалению, ей надо было снова уехать…

Четвертого января 2014 года к нам в гости, в дом, где жил мой дед Исламхан, приехали потомки Шейха и внучка Эсет со своими детьми. Эта встреча стала прекрасным продолжением событий столетней давности. Я посчитал нужным поделиться этой историей, представляя, какую пользу может принести в наше непростое время для воспитания подрастающего поколения, этот реальный пример подвигов наших великих предков», - закончил свой рассказ Саид Изарипов.

Сегодня нет в этом бренном мире ни Великих Эвлия, устазов, Эсет, ни Исламхана, ни Шаарани…

Они ушли в Мир иной и Вечный. (Дала декъал бойла уьш!)

В середине марта, на мовлид был приглашен внук Эсет Сайффудин, который оказался в Чечне, и в доме внуков Исламхана снова зазвучали зикры, вспоминая Великого эвлия Кунта-Хаджи Кишиева и его дочь Эсет.

Сыновья Шаарани - Саид и Шамиль благодарны Всевышнему, что деду Исламхану удалось принять хоть небольшое участие в жизни Эсет Кишиевой. Что у них сегодня есть возможность поминать их и всех мусульман, прося у Аллаха быть милосердным к тем, кто прошел все тяготы и гонения жестоких властей тех времен…

Материал «Потерянные вайнахи», нашего земляка, журналиста Сасламбека Исаева, который живет в Сирии, послужит интересным дополнением к выше рассказанной истории: как жили вайнахи, покинувшие родные края, в Османской империи. Репортаж Сасламбека из сирийского городка, основанного мухаджирами-вайнахами, которые переселились в этот регион после завершения Кавказской войны в 1864 году или чуть позже.

«Точную дату, когда ступила на эти земли нога первого вайнаха - никто не знает.

Думаю, никто не узнает и дату, когда последний вайнах потеряет свою связь с культурой, идентифицирующей их, как вайнахов. Ну, об этом напишет кто-то еще. А мы пока начнем повествование про город Рас-аль-Айн и еще не очень потерянных вайнахах.

Город у реки Рас-аль-Айн находится на северо-западе Сирии в вилаете Хасеке. Граничит с турецким городком-двойником Джейланпынар. До появления границ на развалинах Османского султаната - это было одно село, образованное чеченцами и ингушами.

Османский султанат, принявший переселенцев с Кавказа, одарил вайнахов богатыми землями, указав, где можно селиться. А взамен вайнахи подарили османам спокойствие и безопасность железной дороги из Стамбула в Медину.

Позже эта железная дорога стала границей двух государств, разделив вайнахов невидимой, но в то же время непроходимой железной стеной. Часть из них осталась в Турции, часть в Сирии.

Городок Рас-аль-Айн, население которого на данный момент составляет около 15 тысяч человек, находится на берегу реки Хабур. Отсюда и чеченское название городка Хикорте в переводе с чеченского означает «у воды».

Еще до гражданской войны этот городок был райским местом на берегу реки. После его основания вайнахами, здесь осели армяне, гонимые османами в 1915 году. Курды и арабы появились здесь в поисках работы.

Земли вокруг Рас-аль-Айна принадлежат чеченцам, и они сдавали их в аренду арабам или курдам. Из них же набирали пастухов для разведения крупного и мелкого скота. Арабы-христиане находили здесь убежище и приют, оставались жить с вайнахами, под их защитой.

Вот так сложилось многонациональное и многоконфессиональное общество в городке Рас-аль-Айн. Живя в своих общинах, эти народы уживались в мире и согласии. Правда, были проблемы, но все спорные вопросы решались мирно, через старейшин.

Единственной проблемой, наверное, была воинственность вайнахов. И проявлялось это тогда, когда кто-то пытался их обидеть. В такой идиллии жили здесь люди до начала гражданской войны в Сирии.

Во времена Сирийского государства вайнахи-землевладельцы делали упор на образование своих детей, отправляя их учиться в Алеппо и Дамаск. И именно эта практика отправки детей на учебу в крупные города Сирии стала причиной потери родного языка молодым поколением. Поэтому говорят здесь на родном в основном люди, которым за 60 лет.

разговаривают с акцентом, так как, не имея возможности практиковать, подзабыли язык. Младшее поколение знает, кто они - свои тейпы и даже села, откуда пришли предки с Кавказа. Этот город знаком многим паломникам с Кавказа, которые ездили в Мекку и Медину автобусами.

Они были частыми гостями в этом городе. Остановившись на въезде, достаточно было сказать Шишани и любой местный провожал гостя в чеченский квартал города Рас-аль-Айна, где любой дом в квартале с радостью принимал гостей с отцовской земли. Всю эту связь обрушила гражданская война в Сирии, и эта же война разделила самих вайнахов в Рас-аль-Айне.

События 2012 года, когда началось противостояние арабской весны в Сирии, разделили вайнахов Рас-аль-Айна на две части. Так как официальная власть в городе была представлена вайнахами, начиная с мэра города и заканчивая директором Горводоканала - то и скидывать пришли именно вайнахов.

И в первых рядах Свободной сирийской армии, пришедшей освобождать сирийский народ от режима Башара Асада, оказались молодые родственники власть имущих Рас-аль-Айна. То есть, молодые вайнахи, настроенные против власти Асада.

В дальнейшем этот раскол ослабил общину вайнахов, которые, чтобы не воевать друг с другом, взяли свои семьи и покинули город, собравшись в селе ас-Сафих. Это также вайнахское село на том же берегу реки Хабур, но большинство здесь составляют ингуши.

Собравшись здесь, вайнахи организовали круговую оборону села. Молодежь, которая решила сменить власть, доверившись Свободной сирийской армии и позже организации Джабхат ан-Нусра, вступила в бой за город с войсками сирийского режима. Победив армейские силы, они проиграли отрядам самообороны курдов.

Этим война не закончилась. И вскоре курдам пришлось противостоять отрядам запрещенной в России организации ИГ. И тут вайнахи сыграли решающую роль в боях за город и его пригороды. Курды оценили такую поддержку вайнахов и предложили забыть маленькие разногласия в прошлом.

На данный момент единственными, кто не может вернуться в Рас-аль-Айн из числа бывших жителей, являются участники отрядов, запрещенных в России организаций ИГ и Джабхат ан-Нусра.

Налаживание отношений с новой властью у вайнахов проходило стремительно. И так же быстро появлялись звездочки на погонах у вайнахов, которые вместе с курдами воевали против ИГ.

Воины по наследству и крови продолжают делать историю, участвуя во всех процессах в объятой гражданской войной Сирии. Сегодня вайнахи служат в армии и работают в полиции. Делают они это, защищая свою землю, соседей и свои семьи.

В Рас-аль-Айне до войны проживало около 500 вайнахских семей, но теперь, со слов старейшин, осталось 100-150 семей. Многие вынуждены были покинуть Сирию, устав от продолжающейся гражданской войны. За последние годы большинство вайнахов продали свои земли и уехали из города, переселившись в Турцию, Иорданию и Европу.

Те, кто остались в Рас-аль-Айне говорят, что хотели бы вернуться на Кавказ. Если не на постоянно, то хотя бы в гости и подлечиться. Население Рас-аль-Айна и села ас-Сафих искренне надеются на помощь из родной для них Чечни.

Они говорят, что не ждут денег или гуманитарной помощи. Еды здесь достаточно и фронт отстоит от города уже на расстояние в 40-80 километров. Они ждут, что в Чечне поддержат их словом, дадут возможность молодым учиться в университетах, а в перспективе пришлют учителей родного языка, чтобы восстановить потерянный язык.

Война в Сирии показала, насколько важно знать родной язык и на нем обращаться к своим родственникам на родине. Главная мечта вайнахов в Рас-аль-Айне - это получить гражданство России и возможность вернуться в Чечню.

Говоря про гражданство и борьбу с ИГ, вайнахи рассказывают про зиярат дочери Кунта-хаджи Кишиева - Эсет, почитаемого в Чечне святого. Этот зиярат находится в селе Берге, на правом берегу реки Хабур. Село и все земли вокруг принадлежат чеченцам, но живут в селе арабы, которых в свое время наняли работать на этих землях.

Река Хабур была естественной преградой от отрядов ИГ, которые пытались войти в Рас-аль-Айн и ас-Сафих. Пришедшие в село Берге отряды ИГ разрушили построенный над могилой зиярат. Потом уже подразделение чеченцев из села ас-Сафих освобождало его от ИГ вместе с курдами.

Побывав на этой могиле, мне удалось сделать фото, как могилы, так и остатков стен зиярата, построенного на могиле дочери Кунта-хаджи Эсет.

Заканчивая свой рассказ про вайнахов из Сирии, хочется написать, что здесь ждут, если не помощи, то хотя бы времени, когда закончится война, и автобусы паломников с Кавказа опять появятся дорогими гостями в их домах, неся на своих одеждах дорогую для них пыль с родной земли.

Они ждут, когда в их домах начнут читать зикр мюриды Кунта-хаджи, которые были для них самыми дорогими гостями, в совсем недавнем прошлом, когда в Сирии еще не знали страшных слов «война» и «ИГ» …

Внуки дочери Кунта-Хаджи Кишиева – Эсет Кишиевой - через много лет после своей бабушки проехали по её маршруту. Потомками Кунта–Хаджи Кишиева Джамалуддином и Сайфуддином были возвращены из Ирана вещи, принадлежавшие устазу и его семье. Среди вещей были: подлинное знамя Шейха Кунта-Хаджи Кишиева, горсть родной земли, которая его дочь Эсет, покидая родные края, забрала с собой в Османскую империю, тетрадь с летописью всех событий в семье Шейха и многое другое…

Материал основан на следующих источниках: Дукуваха Абдурахманов. Книга «История моего народа»; Рамзан Ахматович Кадыров «Обращение в связи с годовщиной ссылки устаза Кунта-Хаджи Кишиева». Свидетели: Арсанукаев Шарип из с. Катыр-Юрт, Варандой Иса из с.Гехи, рассказчик Саид Изарипов. Журналист Сасламбек Исаев (с давних пор живет в Сирии, в г. Рас-аль-Айна).

Шейман Абубакарова

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |