Пн, 15 декабря, 06:05 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Арабские рукописи чеченского алима Мада-Хаджи из Энгеноя

Арабские рукописи чеченского алима Мада-Хаджи из Энгеноя

14.12.2025 16:32

В период господства коммунистической идеологии народы практически были лишены возможности получать знания о духовных и религиозных деятелях и богословах. Утверждая атеизм, советская власть вела открытую борьбу против религии: уничтожались церкви, мечети, преследовалось духовенство. Могие из них были расстреляны, обвиненные врагами социализма. Эти общие политико-идеологические процессы распространялись по всей стране, в том числе и в регионах с мусульманским населением. Жестокая борьба против ислама и исламского духовенства в 20-40-е и в более позднее годы, велась и в Чечне.

Более того, в период депортации чеченского народа, по свидетельствам очевидцев и воспоминаниям старших, было уничтожено богатое духовное наследие чеченцев: религиозные рукописи и труды, переписанные копии текста Корана, хадисов, выдержки из исламских трактатов, принадлежащих выдающимся мусульманским богословам, известным ученым, медикам, историкам и поэтам. Пропала, в том числе, и богатая библиотека известного богослова Сугаипа-муллы, состоявшаяся из арабо-графических источников, в числе которой имелась духовная, поэтическая, медицинская литература. Как пишет Абдулла Киндаров: «власти уничтожили или надежно спрятали библиотеку и архив Сугаипа-муллы» (Киндаров А.Г. ХIайба. Шейх Сугаип-мулла Гойсумов (Биографический очерк). – Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2012. - С. 182). При этом, сообщается, что он вел обширную переписку с известными учеными исламского мира и многие исламские сочинения из его библиотеки были выписаны из Каира, Стамбула и Багдада (там же, с. 184).

Преследования чеченского мусульманского духовенства продолжалось и в годы депортации в Казахстан и Среднюю Азию. Не прекратились они и после возвращения чеченцев на свою историческую родину.

На фоне изложенного выше, с удовлетворением отметим, что в наши дни предоставлены широкие возможности для сохранения, поиска и анализа духовного наследия народов, и такая работа уже проводится.

В частности, в этом году в Ростове-на-Дону на русском языке опубликована книга «Рукописи Мада-Хаджи из Энгеноя (XIX век)», представляющая собой арабо-графические тексты и переписка, которые содержались в личной библиотеке мусульманского богослова, Мада-Хаджи из Энгеноя, являвшегося последователем чеченского суфия Ташу – Хаджи.

Упомянутая книга позволяет читателю ознакомиться с частью сохранившейся библиотеки и духовного наследия чеченского алима Мада-Хаджи. Она состояла из исламской литературы и рукописей, которые он переписывал из редких книг, имевшихся в библиотеках чеченских и дагестанских алимов, а также духовных изданий, приобретенных им непосредственно через паломников, отправлявшихся в святые места.

Правнучка Мада-Хаджи Жовзан Зайналабдиева в своем предисловии к книге «Рукописи Мада-Хаджи из Энгеноя (ХIХ век)» приводит интересные сведения о своем предке. Она отмечает, что он был сторонником тариката накшбандийа, относился к вирду известного в Чечне устаза Гази-шейха.

При этом духовная цепочка этого вирда в Чечне берет свое начало от шейха Ташу-Хаджи (Ташев-Хаджи, так именовали его в царских документах, чеченцы его называют Воккха-Хьажи), а в Дагестане – от Джамалутдина Казикумухского и Мухаммада Ярагского. Начало силсила накшбандийской ветви, уходит в Азербайджан, арабо-мусульманский мир, Медину, к пророку Мухаммаду. Ташу-Хаджи являлся мюридом первого мюршида, духовного учителя Дагестана Мухаммада Ярагского, ставшего зачинателем тариката накшбандийа-халидийа в Дагестане. Авторитет Ташу-Хаджи среди горцев был сравним с авторитетом Шамиля и он считался одним из духовных, политических лидеров мусульманских народов Чечни и Дагестана.

Примечательно то, что Мада-Хаджи является сыном приемной дочери Ташу-Хаджи (Воккха-Хаджи). Был духовно образованным человеком, одним из представителей специфической региональной арабо-мусульманской культуры, которая из поколения в поколение передавалась среди чеченцев и других горских народов Кавказа. Хорошо знал арабскую грамоту и исламскую культуру, осуществлял просветительскую деятельность, распространяя приобретенные знания среди ровесников, молодежи, односельчан. В этих целях его усилиями в родовом селении Энгеной была открыта школа (хьуьжар) с преподаванием на основе арабской графики. Благодаря чему, не только энгеноевцы, но и жители других населенных пунктов, получили возможность приобрести не только устные, но и письменные знания, приобщиться к основам Ислама, читать и изучать подлинные труды известных богословов и проповедников, что сникало к нему уважение. Еще в конце XIX века на месте его могилы построен зиярат (постановлением Правительства Чеченской Республики № 231 от 03.09.2013 г. включен в региональный объект историко-культурного значения, как памятник наследия XIX века).

Не предав забвению и опубликовав наследие своего предка, потомки Мада-Хаджи, не только внесли значительный вклад в сохранение памяти о нем. Данные рукописи дают также основание утверждать, что среди чеченцев еще в дореволюционный период были личности, которые не только знали арабский язык и грамоту, умели писать на нем, но и распространяли полученные знания посредством открытия при мечетях начальных мусульманских школ (хьуьжарш).

Разделяем позицию об осуществлении среди чеченцев массовой грамотности в годы советской власти. Одновременно, основываясь, в том числе, на рукописях Мада-Хаджи, отмечаем факт бытования среди чеченцев в досоветский период письменной грамотности на основе арабского языка, освоения Корана, а также духовно-культурного наследия мусульманских народов.

Кроме того, в части касающейся упомянутой книги, позитивно следует отметить и то, что поддерживая память о предке Мада-Хаджи, его потомки составили родословную, что весьма важно для вступающих в жизнь подрастающих поколений. Аналогичные знания, несомненно, помогут сохранять и приумножать историю, культуру и традиции наших предков.

Очень важно и то, что потомки Мада-Хаджи Зайналабдиевы и другие, гордясь своими предками, пытаются быть достойными наследниками, преданными своему народу, сохраняя его культуру, обычаи и традиции. Они и в годы советской власти, и в настоящее время успешно трудятся в системе образования, здравоохранения, на государственной службе, науке, телерадиовещании, в правоохранительных органах и в бизнесе. Им присуща преданность интересам народа, государству, соответственно они пользуются уважением, признанием односельчан, народа в целом.

Изданный ими труд о рукописях Мада-Хаджи является важным не только для его потомков, поиск и анализ аналогичных работ чеченских алимов XIX века очень актуальны для нашей республики и истории нашего народа. Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что у нас такая научная традиция пока еще не сложилась. При этом значительное внимание изучению арабо-графических рукописей, принадлежащих дагестанским алимам уделяется в Дагестане, где имеется большой опыт поиска, накопления, анализа арабо-графических рукописей, их переводу на русский язык с соответствующими комментариями.

Учитывая, что в чеченских семьях у потомков других духовных деятелей того периода, а также в российских архивах, еще сохранились арабо-графические тексты, полагали бы актуальным проведение поисковой, научно-исследовательской работы, направленной на их выявление, перевод и публикации. Организации такой работы способствовало бы открытие в этих целях в республике Центра по сбору, изучению, переводу на русский язык арабо-графических рукописей. Значительный потенциал исследователей ислама и исламской культуры сосредоточен, в том числе, и на базе Российского Исламского Университета им. Кунта-Хаджи.

Представляется также, что создание упомянутого Центра позволило бы не только обогатить духовную национальную культуру, но и расширить контакты с мусульманским миром в период, когда Россия в современных глобальных условиях усиливает их в своей внешней политике.

Акаев В.Х., д.филос.наук

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |