Пт, 26 апреля, 08:09 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Разет Ирбагиева: Я не работаю в школе, я живу школой

Разет Ирбагиева: Я не работаю в школе, я живу школой

08.03.2016 16:47

Сегодня, в Международный женский день, в центре внимания всего общества – женщины. Особенно - женщины-труженицы. Учителя, врачи, ученые, работницы разных отраслей производственной сферы. Все они – чьи-то мамы, жены, сестры, дочери, бабушки, тети.

В канун международного женского дня 8 марта корреспондент ИА «Грозный-информ» встретилась с представительницей самой благородной женской профессии – учительницей русского языка и литературы гимназии №14 города Грозного Разет Абдулаевной Ирбагиевой.

Р.А. Ирбагиева - учитель высшей квалификационной категории, обладатель Гранта Главы Чеченской Республики "Лучший учитель 2012 года», ветеран педагогического труда, член Ассоциации учителей русского языка и литературы, эксперт ЕГЭ.

Разет Абдулаевна, Вы трудитесь в системе образования более тридцати лет. Почему Вы выбрали профессию учителя, в Вашей семье были еще педагоги?

- Я обучаю русскому языку и литературе детей тридцать три года.В нашей семье учителей не было. Зато у мамы было огромное желание дать нам образование, и она сделала все, чтобы мы с сестрой успешно окончили школу, поступили в вуз. Желание быть учителем у меня было с детства. А когда училась в 8 классе я окончательно решила для себя, что мое призвание – педагогика.А так как самым любимым моим занятием было чтение, я выбрала филологический факультет.

Почему Вам нравится работать в школе?

- Потому что школа – удивительная лаборатория, в которой создается будущее. Я не работаю в школе, я живу школой.

Ваше педагогическое кредо?

- Искренняя любовь творит чудеса.

Позвольте поинтересоваться, а как Вы сами учились в школе?

- Хорошо, если не считать первый и второй классы.Я пошла учиться, совершенно не владея русским языком. Прежде чем я стала понимать свою первую учительницу, я пережила не один стресс. Этот горький опыт позволяет мне лучше понимать учеников, которым мешает учиться плохое владение русским языком. Я считаю, что один русский учитель не может справиться со сложной задачей научить ребенка языку. Для этого нужна языковая среда, а в селах, особенно отдаленных, ее нет и никогда не было.

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок стал учителем?

- Да. Но мои дети давно уже определились с выбором профессии: сыновья не захотели пойти по моим стопам, а дочь получила диплом математика, начала работать в школе, попробовала себя в журналистике, но потом предпочла заниматься воспитанием собственных детей. Я уважаю их выбор. Каждый из них занимается любимым делом, и это у них неплохо получается. Я богатая бабушка – у меня тринадцать внуков. Очень надеюсь, что кто-нибудь из них непременно выберет педагогику.

Признайтесь, Вы никогда не жалеете, что выбрали именно эту профессию?

- Нет, я ни разу не пожалела. В любой работе есть свои плюсы и минусы. В профессии учителя больше плюсов.

А если поподробнее, в чем заключаются эти плюсы и минусы?

- Плюсы – это постоянное общение с детьми, радость открытия среди них новых талантов, а минусы – это, в первую очередь, оскорбительно равнодушное отношение некоторых родителей к учебе своих детей и постоянная загруженность, не позволяющая уделять должное внимание близким. Отвлекает от творческого педагогического процесса море списков, планов, отчетов, программ, которые от нас требует руководство.

Интересно, какие трудности в работе учителя самые неприятные?

- Не могу говорить за всех учителей. Для меня самое неприятное то, что классы комплектуются из детей с разным уровнем подготовки.Это ставит в разные условия учащихся одного класса: слабые учащиеся чувствуют себя некомфортно перед более сильными, отказываются отвечать. Приходится использовать разные педагогические технологии, в том числе и инновационные, чтобы опросить на уроке большее число обучающихся.Но как бы мы не старались, в старших классах у большинства детей мотивация снижается: они перестают читать, плохо готовятся к урокам, предпочитают творческой работе скачивание сочинений из интернета. Есть читающие дети, но они предпочитают чтение зарубежной литературы, а не русской классической.

Вы так уверенно говорите о детских предпочтениях, что напрашивается следующий вопрос. Вы обучали своих собственных детей?

- Я всех учеников считаю своими и люблю их, как и многие мои коллеги. Но если Вы имеете в виду родных, то обучала и их, особенно в девяностые годы. В связи с массовым оттоком из республики русскоязычных учителей и прекращением финансирования школ и выплаты заработной платы, учебный процесс был на грани срыва. Мы работали как стахановцы, осваивали смежные профессии.Я считаю, что в те годы чеченские учителя совершили подвиг, аналогов которому история не знает.Я вела тогда по 52 часа в неделю, причем, вела не только русский язык и литературу, но и родной язык, историю, обществознание, была завучем, исполняла обязанности директора.

По вечерам подрабатывала,занимаясь репетиторством. Было невероятно тяжело, но мы думали не о себе, а о детях, о будущем нашего народа.

В тот сложный период многие уходили из школы. А у Вас не появлялось ли желание поменять работу?

- Не буду лукавить, были такие моменты. Оно появлялось тогда, когда очень нужны были деньги.Но, спросив себя, кто, если не я, я оставалась и брала работу по совместительству. Так, в разные годы работала в университете, институте повышения квалификации работников образования, в техникуме.

33 года- это треть века. Много ли школ Вы сменили за такой большой промежуток времени?

- В разные годы я работала в 91-й, 23-й и 34-й школах, в 7 гимназии. В конце 1999-го года я, как и многие учителя, вынужденно покинула республику.С 2000-2002 годы работала в Малгобекской школе №2 и в гуманитарной школе для детей временно перемещенных лиц в станице Вознесеновкая. В настоящее время работаю в 14 гимназии. Менять школу приходилось в связи с военными разрушениями или переездом. Все школы, в которых я работала, стали для меня не просто местом работы, а вторым домом, где я чувствовала плечо коллег-единомышленников, любовь учеников, понимание и поддержку их родителей. Мне всегда везло на талантливых коллег. Это профессионалы Иман Этиева, Тамара Акаева, Хава Кузьгова, Петимат Абубакарова, Яха Джабраилова, Луиза Бакаева, Фатима Ахмадова, Роза Абдулхамидова, Липа Бампуева, Лейла Карнаева, с которыми мы работали в атмосфере полного взаимопонимания.

Как сильно изменилась школа за три десятилетия?

— Да, школа сильно изменилась, условия стали несравненно лучше даже в сравнении с восьмидесятыми годами, не говоря о тех временах, когда мы учились на руинах. Хочется искренне поблагодарить за это руководство Чеченской Республики, в первую очередь, Главу нашей республики Рамзана Ахматовича Кадырова. Я работаю в одной из самых современных оборудованных школ республики. У нас очень внимательный, заботливый руководитель Марьям Вахаевна Хаджиева, которая поддерживает все инициативы учителей, направленные на повышение качества образовательного процесса. У нас просторные рекреации, три спортивных зала, танцевальный класс, игровая комната, комфортный конференц-зал, огромная столовая. Во второй половине дня в гимназии начинается насыщенная творческая жизнь: проводятся внеурочные занятия, соревнования, работают творческие и технические кружки. Здесь есть все, о чем мечтают дети, кроме бассейна и скалодрома. В каждом кабинете интерактивная доска, позволяющая проводить современные уроки и заменить неудобные таблицы и наглядные материалы одним пультом. Мероприятия мы проводим в прекрасном актовом зале, оснащенном хорошей аппаратурой. Хочется от учащихся большей отдачи, а от учителей - использования всех предоставленных возможностей для обучения и воспитания наших детей.

Разет Абдулаевна, как Вы относитесь к быстро меняющейся политике образовательных реформ?

- Отрицательно. Считаю, что в этом причина снижения качества знаний учащихся и профессионализма учителей.

Что важнее всего в преподавании русского языка и литературы?

- Формирование коммуникативной компетенции ребёнка. Грамотность должна из главной и практически единственной цели обучения превратиться в средство для развития личности, приобщения её к культуре, многовековым ценностям. Главная задача - воспитать любовь к чтению и сделать русский язык источником познания, научить учащегося работе с текстом любого содержания, формировать умение извлекать информацию из прочитанного текста. Если это удастся, то наградой для учителя станут любознательные детские глаза и слезы, выступающие у ребят при звуках высокой поэзии или глубокой прозы. Ваш слух будут ласкать выразительно прочитанные строки, а душу – проникновенные строки детских сочинений.

У каждого педагога есть свои приемы и методы общения с детьми. Какой педагогический приём Вас никогда не подводил?

- Игра. Дети всегда любят играть. Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию.

Многие родители жалуются на нагрузки школьной программы. Что Вы делаете, если ученик не выполнил домашнее задание?

- Я разделяю тревогу родителей, так как сама волнуюсь за своих внуков, которых часто перегружают. Но выполнение домашнего задания по русскому языку требую строго. Не оцениваю работу ученика на уроке до тех пор, пока он не справится с самостоятельным заданием. Это дисциплинирует учащихся, воспитывает ответственность и стремление доводить начатое дело до конца. Я могу авансировать старательного ученика, но не могу поощрять лень.

Как Вы относитесь к ЕГЭ?

- Тестирование имеет свои преимущества и недостатки. Но я не являюсь ни противником, ни сторонником ЕГЭ, а принимаю его как должное. То есть, как некоторую итоговую контрольную работу в масштабах страны. Убеждена в том, что отмена выпускного сочинения по литературе способствовала переходу многих учащихся от осознанного прочтения полного текста изучаемых произведений к чтению их краткого содержания. То есть, если раньше читала половина класса, то теперь не читает абсолютное большинство.

Ваши ученики отзываются о Вас как о талантливом и эрудированном педагоге, доходчиво объясняющем самые трудные темы, и коммуникабельном человеке, с которым приятно общаться. А какие качества Вы цените в ученике?

- Прежде всего человечность, ответственность, потом любовь к чтению, стремление к знаниям, к творческой деятельности.

А если бы начать всё сначала? Пошли бы в учителя? Почему?

- Да, пошла бы. Потому что, уверена: я нашла свое призвание.

Вы помните своих первых педагогов?

– Никогда не забуду школьных учителей словесности, у которых мне посчастливилось учиться:

Елену Петровну Батура и Аллу Ивановну Серебрянскую, вузовских преподавателей, мастеров педагогического труда, Александра Исаевича Очмана, Казбека Байсалуевича Гайтукаева, Юрия Борисовича Верольского, Аюба Дуртиевича Манкиева и трагически погибшего Виктора Абрамовича Кан-Калика, у которого я проходила специализацию.

Какие у Вас самые грустные воспоминания о работе в школе?

- Грустные воспоминания - это никогда не заживающая рана – гибель учеников. Дети гибли во время бомбежек, подрывались на минах, умирали от инфекционных заболеваний…Если в классе пустовало место, сердце щемило до тех пор, пока не узнавали причину отсутствия ребенка в школе.

А веселые воспоминания есть?

- Очень много. Это и опусы из детских сочинений, и случаи на уроках и экскурсиях, репетициях и прогулках. В 7-й гимназии я была наставником команды КВН. Мы почти все сценки брали из школьной жизни и побеждали.

Разет Абдулаевна, десять лет назад Ваше имя часто мелькало в информационных сообщениях на нашем портале и в республиканских печатных изданиях, когда речь шла о первой внутришкольной детской организации «Седарчий», Вы же были инициатором ее создания?

- Не только я, но и мои ученики. В те годы я работала в гимназии 7, построенной на средства известного мецената Минкаила Гуцериева, уроженца нашего города. С первых дней работы педагогический коллектив нашей гимназии определил для себя приоритетным направлением работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В те годы Рамзан Ахматович восстанавливал столицу республики, стирая следы войны. А мы решили постараться залечить раны войны в детских сердцах. Все наши инициативы поддерживал руководивший гимназией Руслан Хасанович Ахьядов. В результате, наша гимназия стала пионером в возрождении детских объединений. Наша Детская общественная организация «Седарчий», кстати, благодаря Вашему Информационному агентству в первую очередь, стала известна не только в Грозном. За опытом создания организации к нам приезжали учителя из многих районов республики. А фотографии Рамзана Ахматовича Кадырова в окружении наших гимназистов – юных «Седарчий» в зеленых галстуках - в виде баннеров и плакатов несколько лет украшали города и села нашей республики.

Расскажите о своих многочисленных наградах. Я вижу у Вас много Почетных грамот от руководства Департаментом образования за подготовку победителей школьной олимпиады и научно-практических конференций, грамоты министерства образования за успехи в работе, грамота Парламента Чеченской республики за возрождение деятельности детских объединений, многочисленные Благодарности разных общественных объединений. Тут и общественные награды - ордена и Почетные знаки. Какая из них Вам запомнилась больше всего?

- За каждой наградой стоит огромный труд по подготовке детей к различным мероприятиям и конкурсам. Поощрение за эту работу – оценка труда учителя руководством. Но были приятной неожиданностью награды общественных организаций, в том числе ордена М. Мамакаева и М. Лермонтова от Литературной Ассоциации и Союза писателей, которыми меня удостоили за развитие творческих способностей учащихся. Самая дорогая награда -международный Почетный знак «Золотое сердце», который мне вручили на первом форуме матерей, проходившем в Грозном в 2007 году.

Слышала, что некоторые коллеги и знакомые Вас за глаза называют Мать Тереза. С чем это связано?

- Думаю, что с моей жизненной позицией. Я не могу пройти мимо или промолчать там, где мое слово или поступок могут хотя бы немного облегчить страдания ближнему и поддержать или помочь попавшему в сложную ситуацию человеку. Этому же я учу своих учеников на примерах фольклорных героев и литературных персонажей из произведений Короленко, Куприна, Толстого, Чехова.

Грустно ли Вам, когда ваши ученики оканчивают школу?

- Немного. Просто жаль расставаться. Выпускники – это оперившиеся птенцы, в которых мы вложили свои знания, любовь, душу. Они должны летать. Каждого выпускника провожаю с тревогой за их будущее, потому что никто не может предугадать, какие испытания ждут их впереди.

Какие у Вас планы на будущее?

- Затрудняюсь ответить. Возможно, что для меня это последний учебный год. Через два месяца мне исполнится 55 – пора уходить на пенсию, уступать дорогу молодым. Честно говоря, трудно представить свою жизнь без учеников, ведь большая ее часть связана со школой. Наверное, посвящу свои знания и опыт обучению внуков.

Разет Абдулаевна, спасибо, что Вы ответили на наши вопросы. Я поздравляю Вас и в Вашем лице всех учителей с Международным женским днем 8 марта. Будьте здоровы, полны оптимизма. Счастья Вам и долгих лет жизни!

- Спасибо. Пользуясь случаем, хотела бы поздравить всех коллег с международным женским днем и пожелать им здоровья, весеннего настроения, семейного благополучия, творческого вдохновения и старательных учеников.

Беседовала Санет Магадаева

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |