Главная » НОВОСТИ » Интервью » «Дело чести»: всплывающая правда
«Дело чести»: всплывающая правда
31.10.2007 13:38
Для грозненцев «события 1996 года» это в первую очередь захват их города отрядами масхадовцев, массовое бегство из столицы федералов и щемящая боль от ощущения безысходности в результате предательства чиновников всех уровней: от республиканского до кремлевского.
Это потом ичкерийский лидер будет еще долго, во всеуслышание и почти искренне недоумевать по чеченскому телевидению, как это вдруг ему, с отрядом из восьмисот человек, удалось преодолеть сопротивление сорокатысячного контингента федеральных войск и войти в Грозный? И откуда, мол, взялись тридцать тысяч ополченцев, которые, якобы, и отвоевывали в итоге город у «оккупантов»?
Если кто помнит, то именно такую цифру озвучивал тогда руководитель не понятно для чего созданного сразу же после прихода ичкерийцев к власти в неожиданно покинутой российской армией Чеченской Республике «Государственного Комитета по… выявлению участников сопротивления».
Но тогда, в знойные августовские дни 96-го, жители чеченской столицы, с недоумением разглядывали спины начавших спешную перегруппировку солдат регулярной армии, в результате которой уже ранним утром 6-го августа Грозный практически полностью был отдан на откуп боевикам. Брошенный восвояси город вынуждены были безуспешно отстаивать заметно растерявшиеся чеченские милиционеры и небольшая группа так некстати замешкавшихся в своем офисе разведчиков ФСБ.
В фильме, о котором пойдет речь, раскрываются события того же 1996 года, но предшествовавшие фатальным августовским событиям.
На заседании Комитета Госдумы его члены задались актуальным вопросом исчезновения денег, согласно официально распространявшейся информации направлявшихся на восстановление экономики и всей порушенной инфраструктуры Чеченской Республики. Этот процесс был начат еще в самом начале 1995 года и, тогда казалось, успешно претворялся в жизнь.
В Грозный было нагнано огромное количество техники и людей, весь город покрылся строительными лесами, и внешне выходило, что восстановление города и несильно тогда пострадавших других населенных пунктов дело ближайшего будущего.
Потом начались загадочные исчезновения приезжих и не только бригад строителей, подрывы едва начавших восстанавливаться объектов, ночные обстрелы многочисленных блокпостов. Зависли людские очереди на получение компенсаций за разрушенное жилье. Шел второй год «замирения» Чечни и одновременной ее реставрации.
Оба процесса так явно кем-то стопорились, что стали заметны не только сотням тысяч грозненцев, но и всем заинтересованным и не очень наблюдателям. Происходило что-то из ряда вон выходящее, заставившее-таки депутатов вмешаться в наметившийся процесс, чтобы понять его истоки, суть и смысл.
Авторы фильма, на мой взгляд, прекрасно передали атмосферу происходивших в ту пору в стенах законодательного органа страны событий посредством показа сцены заседания одного из думских комитетов, участники которого вознамерились снарядить в Чечню специальную депутатскую комиссию во главе с Русланом Ахмедовичем Асхабовым, этническим чеченцем, кому и «карты в руки». В этом художественном персонаже сразу же угадывается вполне реальная фигура милицейского генерала, известнейшего в Чечне человека Асланбека Ахмедовича Аслаханова. Видимо, именно для такого узнавания создатели фильма подобрали внешне весьма похожего на прототип главного героя мало известного по кинематографу артиста Валерия Гришко.
Интрига начала разворачиваться с первых же минут, когда один из депутатов подвел под сомнение способность комиссии сделать объективные выводы по ситуации в Чечне, если ее возглавит чеченец. Там, мол, все его земляки. Более чем сомнительный аргумент оппонента (его убедительно сыграл актер Сергей Паршин) Асхабов дезавуировал изящной репликой:
- Тогда возглавьте комиссию Вы. Вас там точно никто не знает…
Уже в первых кадрах ситуация вокруг «чеченской» темы доводится до точки кипения. Главному герою не доверяют его же товарищи по цеху! И только по принципу национальной принадлежности. Эта тема пройдет лейтмотивом по всему сюжету. Всю жизнь Асхабову приходится слышать в лоб и спину слова типа «чурка» и белокурым пацаном - от сверстников в Киргизии, и умудренным сединой генералом - от тюремных сидельцев и кандидатов на нары.
Удивительно, но именно этот рефрен, приданный авторами фильму совсем ненавязчивым фоном, четко откладывается у зрителя где-то глубоко в подкорке и вынуждает следить за всем происходящим с главным персонажем «Дела чести» в течение всех восьми серий сквозь призму этой рудиментарной психологии российского обывателя.
Фильм, на мой взгляд, вообще не претендует на приоритет художественности. Перед авторами явно стоит задача другого свойства: с максимально возможной точностью осмысления происходившего в России 90-х отразить один из важнейших факторов, вынудивших страну впасть в состояние маразматической войны с собственным народом.
Главным оппонентом генералу-депутату в его принципиальном решении начать и довести работу комиссии до логического завершения в фильме становится другой генерал. Ушедший в отставку, он до сих пор продолжает разруливать ситуацию давно ставшими для него и таких, как он, привычными, криминальными, методами. Враг должен быть уничтожен – если не морально, то физически. Блистательный актер Борис Химичев в этой роли смотрится настолько убедительно, что другого на его месте просто невозможно представить.
Только к концу фильма зрителю становится понятно, какую титаническую работу пришлось выполнить Асхабову, чтобы преодолеть уголовную машину, заведенную на все обороты вчерашними государственниками для срыва планов депутатов разоблачить их манипуляции по хищению гигантских казенных средств, отпущенных на восстановление послевоенной республики.
Избранный негодяями набор средств для наученного горьким опытом грозненского зрителя сегодня выглядит почти дежурным: поджог московской дачи депутата, похищение иностранных волонтеров из родного села высокопоставленного чеченца, подкуп ближайшего помощника, сбор компромата с помощью пронырливого, продажного, охочего до сенсаций журналиста. И как квинтэссенция - убийство жены и детей. Последнего им, правда, не удается осуществить, потому как вовремя предупрежденная мужем мать семейства (ее роль прекрасно сыграла чеченская актриса Роза Банкурова) успевает в упор расстрелять подосланного к ней злоумышленника.
Здесь надо отметить, кстати, что в поиске актеров для исполнения ролей чеченских персонажей режиссер Черных в отличие от своих многочисленных предшественников привлек сразу несколько чеченских же артистов. Пусть в эпизодах, но весьма убедительно сыграл, например, роль мужа сестры Асхабова лауреат госпремии России, художественный руководитель грозненского театра Нурадилова Руслан Хакишев.
Важное, хотя и нерешающее значение для придания большей достоверности происходящему на экране имеет и то, что многие герои фильма говорят на чистейшем чеченском языке. В работах других кинематографистов, снимавших кино на «чеченскую» тему, соответствующие персонажи говорили с каким-то диким грузинским, азербайджанском или осетинским акцентами. И это резко снижало качество восприятия и уровень правдивости этих кинолент.
Жанр политического детектива, избранного авторами ленты, как нельзя лучше позволяет раскрыть всю подоплеку событий 1996 года. Оказавшиеся в сговоре российский генерал Троянов и его, внешне похожий на Масхадова ичкерийский визави Джураев, сыгранный Басиром Шибзуховым, делают все для срыва миссии Асхабова. Для этого первый через своего бывшего сотрудника, полковника ФСБ в отставке нанимает журналиста Пыльникова, который тут же приступает к сбору компромата на депутата. А второй обеспечивает головорезов для убийства источников так нужной им дезинформации. Весьма удачно построенные эпизоды контактов Пыльникова с теми, кто когда-то пострадал от действий неподкупного оперативника, снимались режиссером фильма в Баку, Одессе, Иркутске и Москве. Именно в этих городах проводил Асланбек Аслаханов удачные операции по разоблачению казнокрадов, прославившие его в свое время на всю страну. Теперь же главный герой «Дела чести» вынужден повторить этот маршрут, что он и делает на протяжении всего фильма. Лихо закрученная интрига держит зрителя в напряжении в течение всех восьми серий картины.
Новаторство режиссера и, кстати, продюсера фильма Владимира Бортко проявилось и в том, что они включили в сюжет прямой монолог главного героя, с огромной силы пафосом произнесенный им в зале суда в адрес оказавшихся в финале картины на скамье подсудимых того же генерала Троянова и его подельников. Суть сказанного Асхабовым в постановочном интервью журналистам можно передать несколькими словами: этих посадят, но и более высокопоставленные люди, стоявшие за их спинами, не уйдут от возмездия. Сейчас многие задаются вопросом, как вообще могла произойти чеченская трагедия? Какие рычаги были использованы инициаторами и исполнителями этой, растянутой на годы, локальной бойни, принесшей целому народу огромные физические и душевные страдания, десятки тысяч вырванных из жизни людей: стариков, женщин и детей?
«Дело чести» одна из первых и успешных попыток приоткрыть тайну возникновения «чеченского» конфликта и управления им посредством глубокого и всестороннего документального и художественного осмысления. Смелый и удачный ход, который, надеюсь, найдет других последователей в российском и зарубежном кинематографах.
Руслан Караев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Интервью»:
- 10.12.2025 / 09.56
- Шейх-Мансур Хабибулаев – самый титулованный спортсмен в истории боевого самбо
- 21.11.2025 / 14.33
- Женщины в сфере безопасности: как РУС готовит телохранителей нового поколения
- 06.11.2025 / 14.43
- «Самбо — в школу!»: Ахмат Кадыров рассказал о масштабном спортивном проекте в Чечне
- 23.10.2025 / 14.00
- Турпал-Али Абдулазизов: «Главное богатство Веденского района – это его люди»
- 26.09.2025 / 11.16
- Чечня создает 104-й мировой стиль: Солтабаев о национальном дизайне интерьера

