Пт, 29 марта, 11:28 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » О феномене «Нохчалла»

О феномене «Нохчалла»

13.07.2016 15:03

Беседа пятая. В ней принимают участие кандидат политических наук, член Общественной палаты ЧР Магомед Дадуев и кандидат исторических наук, в прошлом член Верховного Совета СССР, член Союза Писателей СССР Саид-Хамзат Нунуев

М. Дадуев: Саид-Хамзат, есть понятие «строгая академическая наука». Есть художественная литература, научно-популярный жанр и так далее. Словом, существует множество жанров и художественных приёмов, чтобы повлиять на сознание людей, особенно молодёжи. При всём при этом главное, наверное, формирование в людях добрых человеческих качеств, воспитание достойных граждан, интернационалистов, патриотов. Такая же функция и у духовной интеллигенции. В последние годы очень настойчиво и довольно убедительно ты пишешь о таком понятии, как Нохчалла. С чем это связано? Есть ли у этого феномена достаточно убедительные исторические и философские корни? Почему ты так уверен в необходимости, чтобы каждый по-новому осмысливал в наше сложное рыночное время понятия разума и совести?

С-Х. Нунуев: Ты задал сразу много серьёзных вопросов, каждый из которых требует глубокой аргументированной беседы. Я об этом книги написал, а ты хочешь, чтобы сказал в двух словах. Ну что-ж, попробую.

М. Дадуев: Сайд-Хамзат, извини. Для тех, кому данная тема интересна и желает более обстоятельно в ней разобраться, я порекомендую хотя бы твои произведения «Нахи, пророки, судьба», «Дух и золото», «Ноев Завет», «Сны безумца» и др., посвященные глубинным процессам духовного преобразования и воспитания молодежи; изучению истоков и обобщению культурных традиций и обычаев вайнахов.

С-Х. Нунуев: Спасибо, но я продолжу. Религии, как известно, - идеологии. Только отлучив людей от традиционных религий, можно направить их сознание, разум, совесть по угодным манипуляторам путям разврата, растления, бездуховности, одним словом. Такие бездуховные рыночные существа удобны земным божкам, т.к. они не задают неудобные вопросы о чести, совести, справедливости. Глубоко ошибаются те, кто думают, что вся эта пошлость, разврат, растление на экранах наших телевизоров и кино - это только коммерческий интерес. Нет, это прежде всего интерес политический. Интерес вывести породу абсолютно безвольных, бесполых существ, эдаких манкуртов без памяти, без достоинства и стыда, что мы очень часто наблюдаем в западных странах, где уже давно легализованно происходит ломка системы традиционных ценностей.

М. Дадуев: На твой взгляд, справляются ли с этой чумой бездуховности и безнравственности традиционные религии?

С-Х. Нунуев: Христианство точно не справляется и постепенно, смиряясь, катится к установлению диктата греховных принципов. Мусульман убивают, причём делают так, чтобы они сами убивали друг друга. Ловко подменяя истинную веру ложными псевдорелигиозными течениями, подстрекают их разделяться и враждовать. Нигде и никогда так жестоко не убивают людей, как «во имя Бога». И мусульмане здесь, к великому сожалению, в авангарде.

М. Дадуев: Что делать? Что можем предложить мы, вайнахи?

С-Х. Нунуев: Во-первых, у нас воспитана целая армию противников экстремизма и чеченцы на самом деле стали форпостом безопасности России на её южных рубежах, причём, не только военной, но и духовной. И это признаётся многими. Важно уметь грамотно пропагандировать то, чего достигли в работе прежде всего с молодежью. Трагические события последних лет научили людей быть более разборчивыми и критичными в отношении отдельных проповедников экстремизма. И это облегчает нашу задачу. Надо просто сейчас раз и навсегда определиться, чем мы богаты, куда уходят наши исторические корни, на базе чего формировать наше национальное самосознание. И это – прежде всего забота нашей национальной интеллигенции, котрая получает безусловную поддержку и понимание со стороны руководства республики.

М. Дадуев: Ты действительно затронул сейчас очень важную тему. Большие успехи нашего руководства, нашего народа по восстановлению республики не могут объясняться только деньгами. Этому способствует другая компонента, а именно - мобилизующее внимание властей вопросам религии, образования, культуры, спорта, традиций, обычаев нашего народа. Грозненские, гудермесские, аргунские, шалинские небоскрёбы устремляются ввысь вместе с нашими величественными мечетями, университетами, стадионами, детскими развлекательными Центрами. На самом деле мы живём в прекрасное время, где нет препятствий для реализации традиционных этноконфессиональных ценностей народа. Время, когда нравственность все более становится своеобразной формой поклонения Богу. Об этом не могли даже мечтать предыдущие поколения вайнахов. Но когда ты в своих книгах углубляешься в древнюю историю нашего народа, находишь там истоки нашей общей культуры, цивилизованности, духовности очередной раз убеждаешься, что наши успехи не случайны. И впереди - много доброго и светлого, чем мы можем поделиться даже с другими народами мира…

С-Х. Нунуев: Абсолютно верно. Весь научный мир, разбирающийся в вопросах востоковедения, говорит о феноменальной роли в зарождении человеческой цивилизации таких людей, как хурриты. Многие учёные с мировым именем говорят и пишут о том, что у хурритов нет более близких потомков, чем нахские народы. Учёным также известно, что повествования в Откровениях Всевышнего (Библия, Коран) о Всемирном потопе, о пророке Нохе зарождались задолго до того, как появился Ветхий Завет. И в основу Ветхого Завета положены Откровения, существовавшие на земле тысячелетиями ранее в хуррито-шумерской цивилизации. Из этого следует, что нам надо хорошенько освежить свою память. И выстроить такую идеологию, что мы не варвары, не бандиты и не террористы, которые в один миг научились возводить небоскрёбы, а народ с глубокими генетическими корнями. Народ, который имеет моральное право обратиться к людям хотя бы с призывом к миру, созиданию, дружбе и сотрудничеству. Заявить, что в нас существует генетически закреплённый призыв к совести и созиданию от самого пророка Нохи. И называется этот Завет феноменальным словом Нохчалла.

М. Дадуев: В мире, в религиях есть канонизированные вещи и свои догматы. Они исторически оправданы. А насколько актуально сегодня пытаться разобраться в сложных процессах, происходящих в мире, с точки зрения современной интерпретации религиозных и прочих канонов, влияющих на сознание людей?

С-Х. Нунуев: Канонизация – это не плохо. Слишком широк разброс мнений и настроений людей. Догматизация - тоже не плохо, но до определённого уровня, когда догмы не превращаются в колющее, режущее, убивающее оружие. А это сегодня происходит везде, особенно в провоцированном исламском мире. Задача в том, чтобы научиться пониманию, как не позволять себя провоцировать. Как остановить моря крови и страдания невинных. Как остановить потоки несчастных мусульманских беженцев, цена которых становится ниже цены животных. Путь один – всё делать не с точки зрения и не в интересах кучки сверхбогатых провокаторов, которые создают для себя и своих отпрысков («золотого миллиарда») новый мировой порядок, а с точки зрения разума и совести. С точки зрения самого главного Завета первого послепотопного Пророка Нохи (Ноя) – Нохчалла! Завета ЖИТЬ ПО РАЗУМУ И СОВЕСТИ!

М. Дадуев: Согласен. Вспомнив о величии собственного Разума и Совести, человечество продолжит познавать Бога (изучая мир и себя), как это требуется в священном Коране, считая богоискательство намного весомее и ценнее чем даже молитвы и посты. Искать не с точки зрения или в контексте далеко ушедших времён, когда еще ездили на верблюдах, а благом по религии было отпустить на волю раба. А с точки зрения сегодняшнего дня, когда человечество на пороге применения не только атомных, водородных, но и этнических бомб? Как известно, в современную эпоху в мире насчитывается тысячи верований и религий, которые подчас очень далеки друг от друга. Оправданы ли в таком случае поиски новых символов, новых мифов для укрепления идеологии совести, о которой ты говоришь?

С-Х. Нунуев: Во-первых, раскрученный миф – намного сильнее реальности. Мифы правят миром! Нужны примеры? Разве не миф о своей богоизбранности позволил евреям не раствориться в рассеянии по всему миру? Разве не миф коммунизма в своё время разделил человечество и продолжает жить по сей день? Разве не миф – чудо рынка или «демократия», являющиеся по сути дела инструментом в руках определённых сил по созданию «нового мирового порядка»? Я уже не говорю о феноменальной роли мировых религий в упорядочении человеческой жизни, придав ему смысл и сакральность.

М. Дадуев: Мифы рождаются и умирают. Да, действительно, Бог посылал своих Пророков ко многим народам - детям Адама и Евы. По этой причине мне кажется можно считать, что все народы по сути являются родственниками между собой, а значит и избранными. И все они находятся под Его покровительством, ибо воздаяние дается за поступки и благочестие человека, но не за происхождение или социальный статус. Однако, отклонившись от Его заветов, человечество развивается, к сожалению, по ущербному, роковому пути проб и ошибок, хотя всё могло быть иначе. Не получится ли так, что «хозяевам жизни», примеривающим на себя мантии земных божков, рано или поздно удастся одержать победу над традиционным религиозным сознанием людей?

С-Х. Нунуев: Не получится. Вера – нечто большее, чем земное. Вера – то, во что человек на самом деле верит, а не соглашается по необходимости. Но необходима реформа, которая сблизила бы все мировые религии, не позволяя провокаторам превращать их в инструмент конфронтационных политических технологий. Нужна реформа мягкая, добрая, рассчитанная не на сиюминутный успех, а на определённый переходный исторический период. Такой миротворческий, миролюбивый дух, убеждён, заложен в нашем народе и называется он - Нохчалла. И об этом нужно говорить откровенно и повсюду, а не оправдываться, что мы не генетические бандиты и террористы. Кстати, мне представляется, что нашему руководству, Рамзану Ахматовичу Кадырову подошла бы именно такая идеология в противостоянии экстремистам и фундаменталистам. Пусть мир знает нашу историю, законы мира и согласия, с которым наши предки жили веками и тысячелетиями. На мой взгляд, это весьма актуально.

М. Дадуев: Сайд-Хамзат, в этой связи не могу не обратить твое внимание на совершенно уникальную очевидность, которая легко обнаруживается при анализе успешно реализуемой у нас Единой концепции и принципами Нохчалла. В этом контексте, вероятно, имело бы смысл наполнить Концепцию новым контентом, сделав в ней упор на более глубокое духовно-нравственное начало в моральных и поведенческих нормах чеченской молодежи с учетом их этноконфессиональных традиций и согласно общественного понимания Нохчалла. Ведь проще говоря, Нохчалла и данная Концепция по сути имеют единую целевую платформу и ориентированы на совершенствование человеческой личности в условиях современных реалий, а именно – совершенствование Имана, воздержание и противодействие греховно-безнравственному, аморальному и т.д. Ладить и жить в мире с представителями иных конфессий и народов, т.е. формировать, как говорится, общероссийскую гражданскую идентичность.

С-Х. Нунуев: Разумеется, это было бы логично и абсолютно никаких противоречий. Кстати, я был одним из разработчиков проекта Единой концепции, который с одобрением воспринят нашим обществом. Но нет предела совершенству, как говорится. Внимательно и долго поразмыслив вокруг феномена «Нохчалла», убеждаешься, что это – то сакральное понятие, вокруг которого можно собрать и самосознание своего народа, и строить взаимоотношения со всем окружающим миром.

М. Дадуев: Таким образом, идейным стержнем Единой концепции «Нохчалла» становится Завет пророка Нохи жить по совести. Его сила на самом деле –в его обращённости ко всем людям и народам, ко всему человечеству. Ведь совесть – свойство универсальное, оно даётся Всевышним каждому разумному человеку. И обладающий совестью хорошо понимает, что ему говорит Бог о том, что хорошо и что плохо. Любую веру можно исказить. Любую хорошую идеологию можно переиначить. Любой закон можно переступить. Только свою совесть (она не отделима от понятия Иман) обмануть невозможно.

С-Х. Нунуев: Но проблема ещё в том, что человек думает, что совесть – это его внутреннее, индивидуальное. Задача заключается в том, чтобы убедить человека: совесть – это непосредственный язык с тобой самого Всевышнего! Вот такой подлинный статус совести ИЗМЕНИТ МИР, сделает его добрее, лучше. Вот что лежит в основе феномена НОХЧАЛЛА!

М. Дадуев: Совершенно согласен с тобой. Титаническая деятельность местных органов власти, общественных организаций на пути реализации идей, заложенных в Единой концепции…, вне сомнения, заслуживает всяческого одобрения и поддержки. Т.к. поразительным образом коррелируются с фундаментальным пониманием кодекса Нохчалла, как Завета пророка Нохи. И оправдано со всех точек зрения, ибо Ноха – один из гигантских столпов мировой духовной, идеологической, нравственной культуры и практики.

Ноха - часть общечеловеческой сущности, часть души каждого; недосягаемая величина и мощный исток нового духовного, нравственного самоочищения людей, при девальвации которых современное человечество не сможет устойчиво развиваться.

Беседу вел Магомед Дадуев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |