Мир
Неуклюжий ребенок опрокинул музейный экспонат за 25 млн рублей в Китае
USD 79,4495 EUR 93,2274
Главная » НОВОСТИ » Здравоохранение и спорт » Ислам Хажуев: Психологическое благополучие детей - краеугольный камень здорового общества
07.06.2025 15:11
Главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава ЧР, кандидат психологических наук Ислам Хажуев в интервью "Грозный-информ" рассказал о ключевых аспектах работы с детьми, имеющими психолого-педагогические трудности, и дал рекомендации родителям и педагогам.
- Каковы ваши общие наблюдения относительно текущего состояния психологического здоровья детей в Чеченской Республике?
- Психологическое благополучие детей - краеугольный камень здорового общества. Его обеспечение требует не разовых усилий, а постоянного внимания и по-настоящему системного, комплексного подхода. Современные дети растут в сложном, быстро меняющемся мире, в условиях постоянного воздействия негативной информации и различных стрессовых факторов. В 2024 году наши специалисты оказали психологическую помощь 31 204 гражданам республики, из которых 10 052 - это дети и подростки до 17 лет. Отдельно мы фиксируем обращения семей военнослужащих, участвующих в СВО: психологическую помощь получили 150 самих участников и 370 их родственников, включая 74 ребёнка.
- Какие конкретные проблемы психологического здоровья являются наиболее острыми среди детей в Чеченской Республике сегодня?
-Среди детского населения мы видим такие проблемы, как повышенная тревожность, трудности в социальной адаптации, а иногда и поведение, которое сигнализирует о риске развития более серьезных, девиантных форм. В 2024 г. наиболее частыми причинами обращений были: личностные и поведенческие трудности, повышенная тревожность, сложности социальной адаптации, ранние признаки девиантного поведения, семейные конфликты, учебные трудности, реакции горя и утраты.
- Есть ли какое-либо сотрудничество медицинских организаций с другими ведомствами ЧР?
-У нас есть официальное соглашение с Министерством образования и науки Чеченской Республики об организации комплексной системной работы по профилактике девиантного поведения обучающихся. Минобрнауки фокусируется на раннем выявлении проблем, первичных консультациях школьных психологов, а Минздрав обеспечивает оказание специализированной медицинской помощи.
- Какие методы психологической помощи применяются медицинскими психологами республики?
Мы используем наиболее эффективные и научно-обоснованные методы: от профилактики и раннего скрининга до углублённой психокоррекции. На базе 22 кабинетов проводятся:
- Профилактическая работа (психообразование, обучение навыкам стрессоустойчивости)
- Консультативная помощь (индивидуальные и семейные консультации)
- Коррекционная помощь (когнитивно-поведенческие техники, арт-терапия, игровая терапия)
Также на базе Чеченского государственного педагогического университета запущен большой межведомственный проект (поддержанный Министерством просвещения РФ) «Разработка и апробация интегрированной модели коррекции стрессообусловленных расстройств у травмированных детей участников СВО в условиях школы», который должен повысить эффективность и адресность психологической помощи детскому населению не только нашей республики, но и других регионов РФ.
- Что представляет собой этот проект?
-Основная цель данного проекта - разработать и научно обосновать комплексную модель помощи детям участников СВО и другим категориям несовершеннолетних в преодолении стрессообусловленных психологических и поведенческих нарушений. Мы стремимся разработать и вооружить практикующих психологов, а также педагогов инструментами для улучшения психологического благополучия и успешной социальной адаптации детей, оказавшихся в критических ситуациях.
- Какие практические результаты вы ожидаете от проекта?
Мы ожидаем:
1. Четкое определение распространенных психолого-педагогических проблем
2. Апробированную интегрированную модель
3. Протоколы диагностики и коррекции
4. Обучающие программы для специалистов
- Что бы Вы посоветовали родителям и педагогам относительно сохранения психологического здоровья детей?
Прежде всего я бы призвал к бдительности, сочувствию и проактивной поддержке детей. Создайте среду, в которой дети будут чувствовать себя в безопасности. Не стесняйтесь обращаться за профессиональной помощью при тревожных изменениях в поведении ребенка. Своевременная психологическая поддержка может коренным образом изменить жизнь ребенка. Благополучие наших детей - это общая ответственность семьи, школы, медицинских работников и общества.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться: