Пт, 01 ноября, 01:50 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Стратегию межнациональных отношений необходимо доработать

Стратегию межнациональных отношений необходимо доработать

13.11.2012 23:46

Омбудсмен Чечни разделяет мнение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, что стратегию межнациональных отношений необходимо доработать.

Нурди Нухажиев считает, что национальная политика, способная обеспечить межрелигиозный и межнациональный мир необходима для такого государства, как Россия. Принятие такого важного документа как стратегия межнациональных отношений требует, по мнению омбудсмена, взвешенного подхода. Однако, как отметил Нухажиев, полумерами проблему межнациональных отношений в стране не решить.

Напомним, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко озвучила идею создания комитета по делам национальностей при правительстве в ходе обсуждения проекта стратегии по национальной политике в Совфеде.

«Мы принимаем государственную стратегию национальных отношений. В связи с этим комитет по делам национальностей обязательно должен существовать", - заявила Матвиенко. Отметив при этом, что комитет не обязательно должен разрастаться до уровня министерства.

По мнению Нурди Нухажиева, такая постановка вопроса при очевидной злободневности проблемы межнациональных отношений в стране не совсем логична. Как отметил омбудсмен, создание органа, способного оперативно решать проблемы в данной области, будет означать переход к качественно новому этапу изучения и решения вопросов, накопившихся в этой сфере.

- Для решения накопившихся в стране проблем в сфере межнациональных отношений необходимо полноценное ведомство, о необходимости создания которого мы говорим на протяжении многих лет. Если брать за основу опыт Советского Союза в области налаживания межнациональных отношений, то и исходить следует из того, что в ту эпоху в стране этот вопрос не стоял так остро как сегодня. Конечно, можно возразить, что нет необходимости плодить различные ведомства, что есть Совет при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и так далее. Однако необходимо понимать, что данный Совет является совещательным и консультативным органом, который не наделен теми полномочиями, которые необходимы полноценному ведомству для самостоятельной работы, - сказал Нурди Нухажиев.

Омбудсмен напомнил, что в своем выступлении на Форуме народов юга России в Кисловодске, будучи еще председателем правительства Российской Федерации, Владимир Путин официально объявил о целесообразности учреждения федерального ведомства по национальным отношениям.

- Причем Владимир Владимирович отметил, что это должен быть не «дискуссионный клуб», а «реально работающая структура», обладающая необходимыми полномочиями. Глава государства было понимает, что именно межнациональные отношения являются ахиллесовой пятой России. Однако, как это не прискорбно, у нас на федеральном уровне все сводят к финансовой составляющей и начинают сводить на нет все полезные инициативы. Я в очередной раз возвращаюсь к своему предложению о настоятельной необходимости создания полноценного министерства по национальной политике и межнациональным отношениям. Уверен, что только создание этого ведомства сдвинет с мертвой точки решение всех вопросов в этой области, - отметил Нухажиев.

К теме:

В августе 2012 года председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО, Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев высказал свои замечания и предложения по проектам стратегии государственной национальной политики РФ от рабочей группы Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям и стратегии государственной национальной политики РФ в Северокавказском федеральном округе от аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО.

Замечания к проекту стратегии государственной национальной политики

Российской Федерации от рабочей группы Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

Раздел 1, пункт 5, 2-й абзац (стр.2)

Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.: ООО «ПТИ Технологии», 2008 г., стр. 398), нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

В проекте же констатируется понятие «российская нация», которое совершенно не соответствует вышеприведенному определению. В то же время в скобках дается верная смысловая интерпретация понятия российский народ – многонациональный народ Российской Федерации – народ из многих наций и народностей.

К примеру, в главе II, пункт 8 говорится о многонародной российской нации. Получается, что понятия народ и нация - полные синонимы? Но толковые словари русского языка дают им различные определения.

Там же определение цивилизационной идентичности России и российской нации, где также констатируется, что все народы Российской Федерации являются носителями русской культурной доминанты. А как же быть с существованием, сохранением и развитием многообразия?! Или это просто игра слов?

В главе III, в пункте 23.6 говорится о необходимости поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации и «языка межнационального общения». И это правильно. Однако в проекте ничего не говорится о необходимости сохранения и развития языков коренных и коренных малочисленных народов Российской Федерации. Считаем, что это необходимо исправить.

Замечания к проекту стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в СКФО

Раздел 1.

Концептуальная часть.

Факторы, обуславливающие содержание Стратегии СКФО.

Второй и третий пункты в перечне, по нашему мнению, не могут входить в число факторов, обуславливающих содержание Стратегии СКФО. Сформулированные в этих пунктах задачи – функция специальных органов.

Раздел 1.

Современная этнополитическая ситуация в СКФО.

В пункте 1 вместо слов «регионального сепаратизма, основанного на конфессиональных началах» предлагаем написать «регионального сепаратизма, пытающегося опереться на конфессиональные начала».

В пункте также говорится, что современная этнополитическая ситуация в СКФО характеризуется «ростом напряженности, экстремизма и терроризма в восточной части СКФО…». На основании каких данных сделан такой вывод? Считаем, в пункте надо отметить, что в регионе имеют место экстремистские проявления локального и временного характера.

В пункте 4 употреблено выражение «дерусификация республик СКФО». Это выражение совершенно не подходит для обозначения ситуации с исходом русскоязычного населения из северокавказских республик, в силу известных объективных причин постсоветских реалий.

В этом же пункте также неуместно и неправильно употребление термина «создание», так как оно обозначает целенаправленное специальное действие, чего не может быть в принципе. В конституциях Республики Ингушетия и Чеченской Республики зафиксирована де-факто многонациональность этих субъектов РФ.

После перечислений факторов, характеризующих современную этнополитическую ситуацию, идет абсолютно нелогичный абзац, в котором говорится: «Это вызывает необходимость антитеррористических операций по восстановлению конституционного порядка и сохранению территориальной целостности и суверенитета РФ на Северном Кавказе…».

Во-первых, непонятно, что подразумевается под местоимением это, которое вызывает необходимость антитеррористических операций. Если вывод сделан на основании всех вышеперечисленных факторов, то это, как сказано выше, нелогично. Если имеется ввиду конкретный фактор, то необходимо указать его.

В следующем абзаце констатируется: «Существенную роль в реинтеграции играет русское население, чья культура и язык являются референтными, а также казачество, имеющее самобытные этнокультурные черты».

Смотрим в Словарь иностранных слов русского языка Комлева Н.Г., 2006г.: «Референтный – группа людей, с которой индивид идентифицирует себя и чьи духовные (нравственные) ценности он разделяет».

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.: «Референтный – такой, на который ориентируется человек в системе своих моральных ценностей».

Такое утверждение вступает в явное противоречие с концептуальной частью проекта Стратегии. Ничуть не умаляя значение русской культуры, русского языка для всех народов России, невозможно не заметить, что в такой постановке данный посыл контрпродуктивен и никак не может служить укреплению межнационального мира в многонациональном и многоконфессиональном государстве.

В этом же абзаце казачество определяется как этнос. Если исходить из определения этнос, то данное утверждение не выдерживает никакой критики.

Раздел 2.

Ключевые проблемы межэтнических, межконфессиональных отношений СКФО.

Преамбулу раздела предлагаем изложить в следующей редакции: «Стремление к межэтническому единству является исторически традиционным для народов и этнических групп северокавказского региона. Вместе с тем в настоящее время отмечаются угрозы и факторы риска общероссийского и собственно северокавказского региона».

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |