Сб, 20 апреля, 10:14 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Общество » Зиярты Курчалоевского района

Зиярты Курчалоевского района

06.03.2014 15:47

В Чеченской Республике десятки зияртов, которые возведены на местах захоронения эвлия - ученых богословов получивших уважение и признание еще при жизни.

Они проповедовали истинный ислам, призывали к миру, добру, уважению друг к другу, и, как это ни печально, все подвергались преследованиям со стороны властей. Но это не становилось препятствием для них, число их последователей-мюридов только росло.

В Курчалоевском районе Чечни расположены несколько зияртов, которые постоянно посещают паломники, прося у Всевышнего милости и благоденствия. Среди них - зиярты Шейха Эскархана - Хаджи, Шейха Махма-Хаджи, Чиммирза-Хаджи, Янгульби-Хаджи, Абзат-Хаджи, Висита-Хаджи.

Шейх Эскерхан-Хаджи из Центароя (Хоси-Юрта) родился в 1808 г.

Его предки были родом из с. Беной Ножай-Юртовского района. Они спустились с гор в низменные леса, где основали несколько хуторов. В одном из них родился будущий шейх Эскерхан-Хаджи.

Отца Эскар-Хаджи звали Долака, имя матери неизвестно. Кроме Эскар-Хаджи у Долака было еще двое сыновей – Музи и Эдал. Музи тоже был человеком достигшим высшей степени святости, был эвлия. У него были две дочери. Младший из братьев Эдал умер молодым, не успев завести семью. Эскерхан-Хаджи был женат дважды.

Благодаря призывам Эскерхана-Хаджи, аккинцы последовали учениям шейха Кунты-Хаджи и стали его верными мюридами. Далее он посетил ногайские степи, где также читал проповеди о религии, о кадарийском тарикате и учении Кунта-Хаджи. Здешние ногайцы приняли ислам и совершили покаяние «товба» Эскерхана-Хаджи.

После смерти Палы, мюриды Эскерхана–Хаджи женили своего устаза на молодой представительнице аккинского рода. В этом союзе родился сын Мухаммад (он скончался на 89 году жизни, похоронен на сельском кладбище Центароя, рядом с зияртом своего отца).

Эскер-Хаджи был одним из первых, кто переселился в новообразованное селение Центарой (Хоси-Юрт).

Также туда переехал весь их род. Сегодня в данном селе проживают потомки двоюродного брата Эскерхана-Хаджи - Илеса, четвертого отца Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (Илес, Абдул-Кадыр, Абдул-Хамид, Ахмат-Хаджи), того самого Илеса, который скончался в ссылке и которого там, на чужбине, похоронили шейх Кунта-Хаджи и его брат Мовсар.

Эскерхан-Хаджи скончался на 86 году жизни, в 1894 г. (1311 г.х.). Похоронен он на кладбище в с. Центарой. Год спустя после его смерти благодарные за распространение истинной веры среди ногайских племен мусульмане-ногайцы изъявили желание построить над могилой человека, благодаря которому они стали на путь Всевышнего, святыню. Они обратились к родственникам шейха за разрешением, в частности, к известному богослову Абдул-Къедару Ильясову деду А.-Х. Кадырова. Разрешение было дано. При строительстве зиярта ногайцы полностью использовали свои материалы и применили свою архитектурную стилистику. После военных действий в регионе первый Президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров обновил святыню шейха Эскархана - Хаджи.

Шейх Махма-Хаджи (год рождения неизвестен - умер в 1915 г.)

Шейх Махма-Хаджи родился в селении Каратай Ахвахского района Республики Дагестан. Его предки были родом из Сирии, прибыли они в Дагестан (третьим этапом) в 734 г.х. для установления мусульманской религии на Кавказе и утверждения религиозных порядков в кавказском многонациональном обществе. Возглавил этот поход в Дербент (Джора) представитель правящего в Аравии рода курайшитов Абу-Муслим. Его правой рукой был предок Махмы-Хаджи Рашид-Хан, представитель и духовный лидер могущественного арабского рода Карата. Абу-Муслим оставил Рашид-Хана в Дербенте в качестве религиозного предводителя, уполномочив его должностью местного имама. Неподалеку от самого Дербента потомки Рашид-Хана основали селение Каратай, названное в честь своего рода. Они проживали там до 1834г. В том году в Ашильтинской мечети был убит представитель каратаевцев Гамзат-Бек. После этого случая каратаевцы переселились в Чечню, в селение Курчали Веденского района. Среди переселившихся были три брата Каратаевы: Шамиль-Хаджи, Мухаммад (Махма-Хаджи) и Тахир-Хаджи. Шамиль-Хаджи переехал в Ведено (неподалеку от него основано село Шамиль-Хутор, названное в честь богослова Шамиля Каратаева), Махма-Хаджи перебрался в с. Бачи-Юрт, а младший из братьев Тахир-Хаджи остался в Курчали, где был местным имамом. В 1877 году он трагически погиб. Старший брат Шамиль -Хаджи, совершая паломничество в Мекку девятый раз, скончался в 1914 г., и был похоронен в священном городе Мекке.

Махма-Хаджи, Мухаммад в третьем поколении (его отца и деда по отцу, тоже звали Мухаммад) женился на уроженке села Ахкинчу-Барзой. В их семье было четыре сына (Ибрагим, Исак, Минкаил, Якуб) и три дочери (Маймонт, Минат, Эхират). Устазом Моллы (так шейха Махму-Хаджи называют его мюриды) был широко известный в мусульманском мире святой авлия, суфий Ташу-Хаджи. От него он перенял совершенные религиозные знания, умение прощать и глубоко мыслить. Свои помыслы шейх очищал от всего проведением длительного времени в уединении (халбате). Получив от Всевышнего огромное дарование (карамат), Махма-Хаджи не возгордился, наоборот – он стал искать истину во всех проявлениях жизни. Махму-Хаджи в «кругу своих», т.е. среди авлияов, называли «Целителем святых». Один из благородных шейхов той эпохи писал духовные книги.

Своих учеников он призывал быть искренними, в первую очередь, с самими собою, а потом проще быть искренними и с другими. Шейх имел свое вирдовое братство и верных мюридов, и путь свой - накшбандийский тарикат - он передал сыну Исаку.

Жизнь Исака-Хаджи закончилась трагически в самом расцвете (в 1927 г. он был осужден за религиозную деятельность и заключен в политлагерь на Соловецких островах в Архангельской области; здесь через два года Исак-Хаджи, ученый-богослов из рода Каратаевых, скончался). Многие богословские труды Исака-Хаджи и его отца Махмы-Хаджи были утрачены, некоторые были сожжены преследователями. И лишь отдельные сохранились до наших дней — они хранятся у потомков святого авлия, которые проживают в с. Бачи-Юрт.

Мухаммада-Хаджи не стало в 1915 г., а в 1916 г. на месте его захоронения была возведена святыня, к которой люди приходят просить милости Всевышнего. Этот зиярт преобразился благодаря стараниям одного из добросовестных мюридов святого Махмы-Хаджи.

Чиммирза-Хаджи родился в с. Майртуп.

Он был приверженцем кадарийского тариката и один из любимейших мюридов Кунта-Хаджи. Он был самым юным его мюридом и был особо близок своему устазу. Кунта-Хаджи относился к Чиммирзе-Хаджи как к своему родному сыну. Соратниками Чиммирза - Хаджи были Сугаип-мулла, Докку-Шейх и Баматгири-Хаджи, наравне с которыми он был обвинен правительством в неуважении государства и в распространении мусульманской веры из-за чего попал в немилость царской власти и был объявлен «врагом народа». В 1911 году. Чиммирза-Хаджи был выслан вместе с другими известными святыми в Калугу. В память о годах, проведенных в Калуге, Баматгери-Хаджи предложил назвать сына Чиммирза-Хаджи, который родился в этом городе, именем данного города (Сыну Чиммирза-Хаджи дали имя Каловга).

А Докка-Шейх сказал: «Баматгери-Хаджи дал имя твоему сыну мне разреши сделать ему колыбель». И так он сделал в подарок «колыбель».

После этого, он еще два раза сидел в тюрьме. Первый раз в 1911-1913 годы, второй раз в 1914-1915 годы и в середине 1916 года.

Вернулся в 1917 году после октябрьской революции, так как его освободили как политзаключенного. Когда он в третий раз сидел вместе с ним был Шейх из Кошкельды Юсуп-Хаджи, а также 14-летний мальчик, который ухаживал за Юсуп-Хаджи.

Этот мальчик рассказывал нашим отцам, что после возвращения из тюрьмы Чиммирза-Хаджи позвал его к себе и сказал: «Правление Николая закончилось, к власти идут мужики, у них будет партия большевиков, после возвращения они предложат тебе как политзаключенному вступить в свои ряды, при этом он попросил ни за что не вступить в их ряды». Хотя он мне подсказал, как поступить, я из-за боязни власти вступил в эти ряды. Все время ходил с большим камнем на сердце, боясь завтрашнего Судного дня, - рассказал он».

В сентябре 1922г. (20 мухаррма 1341г. по хиджре) авлия скончался в родовом селении. Являясь человеком глубоко богобоязненным и верующим, Чиммирза-Хаджи обладал даром ясновидения и предсказания. Старики рассказывали, что намного раньше, еще до депортации чеченцев, Чиммирза-Хаджи предсказал, что чеченцы будут высланы, проведут долгие годы вдали от родины и вернутся домой только через 13 лет.

Янгульби-Хаджи (1860-1920гг.)

Янгульби-Хаджи родился в с. Курчалой в 1850 г. Его учителем и религиозным наставником был известный на весь Северный Кавказ шейх Ташу-Хаджи, святыня которого находила в с. Саясан Ножай-Юртовского района.

Из информации, полученной нами из надежного источника (книга шейха Ташу-Хаджи, собранная его писцом и верным соратником Бешто), ясно, что при жизни с этим великим суфием Янгульби-Хаджи не был знаком.

Однако, в своих завещаниях шейх Ташу-Хаджи указал на двух братьев (Янгульби и Товсолта), которые навестят его после смерти и станут его муршидами (как Бешто и Иласхан).

Товсолта из Курчалоя со своим младшим братом Янгульби отправился к шейху, как было выше отмечено, после его смерти, и оба затем стали прямыми продолжателями (муршидами) его чистой и истинной дороги.

Янгульби-Хаджи тринадцать лет провел в уединении (халбате) в селе Курчалой (1899-1912 гг.), чтобы приблизить свои помыслы к Всевышнему. Не имея специального духовного или светского образования необученный грамоте и письменности, Янгульби-Хаджи выучил Коран наизусть, углубленно изучил все религиозные каноны и был самоотвержен в делах религиозных.

Следует отметить, что особую роль в его судьбе по воле Всевышнего сыграл его брат Товсолта-Хаджи

Именно ему Янгульби-Хаджи обязан своим ранним увлечением религией, познаниями в области шариата, который привил ему брат.

Они стали смыслом всей его жизни. Янгульби-Хаджи был одним из четырех муршидов шейха Ташу-Хаджи (Бешто из Саясана, Иласхан из Шали, Товсолта-Хаджи и Янгульби-Хаджи из Курчалоя).

Янгульби-Хаджи умер в 1920 г., и похоронен на местном кладбище Курчалоя. Здесь же стоит святыня, возведенная в его честь. Этот праведник завещал своим потомкам, чтобы они через определенное время вскрывали могилу и проверяли его тело. Не пренебрегая последней волей покойного, потомки так и делают.

Но каково, же было удивление присутствовавших при первом таком обряде, когда они увидели покойного многолетней давности, выглядевшего так, как будто его похоронили два дня назад. Ни один волос на нем не изменился под тяжестью времени и от сырости земли.

Потомки Янгульби-Хаджи живут в селе Курчалой. Его брат Товсолта-Хаджи переселился в Турцию, где и похоронен.

Абст-Хаджи родился в с. Аллерой в 1824-1826 гг. XIX века.

Абст-Хаджи - принадлежал к накшбандийскому тарикату, был мюридом Гази-Хаджи Зандакского.

Право проповедовать этот тарикат ему досталось от Маты-Хаджи из Верхнего Аллероя, к нему оно перешло от Гази-Хаджи. Среди своих он известен как Абст-Хаджи или Аза-Хаджи.

Несколько лет жил в с. Мескеты и был здесь местным имамом. В мечети перед прихожанами он читал проповеди о жизни пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его праведных асхабах (да будет доволен ими Аллах), призывал людей к богобоязненному ведению образа жизни, молиться Аллаху, прося у Него милости и благословения в обоих мирах. Чтобы еще больше приблизить свои мысли к своему Создателю, шейх семь лет провел в уединении (халбате) в Аллерое, сейчас на этом месте растет большое дерево.

Соратниками Абст-Хаджи были Сугаип-Мулла из Шали, Янгульби-Хаджи из Курчалоя, Юсуп-Хаджи Кошкельдинский, Али Митаев - сын Баматгири-Хаджи и другие.

Абст-Хаджи два раза совершил паломничество в Мекку (во второй раз — в 1908 г.)

Он скончался в 1924 г., похоронен в Аллерое, здесь же, спустя год после смерти своего устаза, его мюриды воздвигли над могилой Абст-Хаджи святыню. Рядом с ним похоронены два его сына — Халад и Махарои-Хаджи, оба были очень уважаемы своими односельчанами.

Висита-Хаджи (1867-1916 гг.)

Висита-Хаджи родился в 1867 г. в селении Гелдаген. Когда ему было четыре года, отец отдал Виситу на обучение в духовную семинарию в Дагестане. Там он изучал основы Ислама. В этом духовном учреждении Висита проучился двенадцать лет (1871 – 1883 гг.). По возвращении домой он продолжал изучение Корана.

Религиозным наставником Виситы-Хаджи был шейх Баматгири-Хаджи из с. Автуры. Мюрид разделял стремления своего устаза и был в очень теплых дружеских отношениях с ним.

Висита-Хаджи несколько раз совершил паломничество в Мекку. Последнее свое паломничество в Саудовскую Аравию Висита-Хаджи посвятил учению тариката от шейха Баматгири-Хаджи, просветителя ислама, после чего он получил полное право открыто проповедовать ислам, образовать свое собственное вирдовое братство.

Ученый-богослов Висита-Хаджи вместе с другими религиозными деятелями того времени принимал активное участие в религиозной и общественно-политической жизни нашего края (из-за религиозной деятельности шейха его сын, известный в селе богослов Абдул-Кадыр был арестован и заключен в городскую тюрьму, а в последствии расстрелян).

Шейха очень уважали и почитали не только его односельчане, но и все, кто был с ним знаком. У него много мюридов (отдавая дань уважения, они называют его не по имени, а по прозвищу - Молла). Шейха Виситу-Хаджи знали как человека с щедрым сердцем, полным любви к Всевышнему. Наряду с этим он обладал красивой речью, умел ненавязчиво наставлять и вдохновлять людей на богоугодные дела.

Известно доподлинно, что наделенный даром (карамат) великим Аллахом, Висита-Хаджи предсказал точную дату своей кончины (он умер в 1916 году) и указал место своего захоронения.

В 1920 г. над могилой праведного шейха из с. Гелдаген его последователи и почитатели возвели святыню из мраморного камня. После депортации чеченского народа в Среднюю Азию и Казахстан эта святыня претерпела разрушение и была восстановлена только по возвращении вайнахов на родину в 1957 г. Последняя реставрация святыни прошла летом 2010 года.

Сегодня святыня шейха Виситы-Хаджи (как и много лет назад) являет собой не только красивое здание, но и святое место, привлекающее к себе богобоязненных и истинно верующих людей, просящих у Всевышнего Аллаха милости и благоденствия.

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |