Мир
Фонд Кадырова оказывает масштабную помощь мусульманским странам
USD 79,3398 EUR 92,9384
Мир
Фонд Кадырова оказывает масштабную помощь мусульманским странам
Россия
Халяльные инвестиционные инструменты: основные принципы и понятия
СКФО
В Сбере рассказали жителям Северного Кавказа, как подготовиться к выходу на пенсию
Блоги
Финляндия собирается лишить украинских беженцев всех выплат ради экономии
Главная » НОВОСТИ » Культура и образование » Ансамбль песни и танца «Нохчо» отмечает своё 35-летие
15.12.2025 11:25
Государственный фольклорный ансамбль песни и танца «Нохчо» празднует свой 35-летний юбилей. Для творческого коллектива, проложившего свое русло в искусстве хореографии чеченского народа, это значительная дата. Коллектив ансамбля «Нохчо» 35 лет назад возник благодаря энтузиазму молодых людей, высоких профессионалов, людей, которые отдавали себя искусству без остатка. Он был создан под руководством народного артиста Чеченской Республики Аднана Мажидова, который был первым художественным руководителем Театра Фольклорного Танца «Нохчо» (так изначально назывался коллектив).
Аднан Мажидов рассказал об истории возникновения ансамбля.
Идея создания коллектива государственного фольклорного ансамбля песни и танца «Нохчо» принадлежала моему близкому другу, соратнику, брату Хусейну Гузуеву. Мы были с ним очень близкими друзьями, вместе учились в Государственном институте театрального искусства им. А.Луначарского. Он учился на факультете режиссера драмы, а я - на балетмейстерском. Жили вместе в одном общежитии. И в этот период учебы, в течение пяти лет, мы много общались, обсуждали различные творческие идеи. Хусейн был необыкновенно талантливым творческим человеком, большим интеллектуалом. Он уже получал тогда второе высшее образование. Первое - актерское было в Воронежском институте культуры. Мы друг к другу с большим уважением относились. Почему? Потому что ценили способности и возможности каждого.
В 1987 году, когда учеба в вузе была позади, приехали домой. Хусейн начал свою творческую деятельность режиссером-постановщиком чеченского драматического театра им. Хампаши Нурадилова. Я работал в Государственном ансамбле танца «Вайнах» балетмейстером-постановщиком, ставил новые танцы. Нас обоих ждала неплохая перспектива, потому что были молоды, амбициозны, за плечами было хорошее образование. Багаж знаний, полученных нами в столичном вузе, не давал покоя, все время хотелось что-то сделать, что-то новое, интересное. Возникла идея поднять тот пласт национальной чеченской культуры, который не изведан, еще не показан нашему зрителю.
К тому времени, в 1990 году, Хусей Гузуев был членом Союза театральных деятелей Чечено-Ингушской АССР, и со своими товарищами при СТД ЧР он создал экспериментально-творческое объединение «Даймохк». И предложил мне возглавить одно из подразделений. При этом творческом объединении планировалось создать театр комедии имени Альви Дениева, известного чеченского комика, удивительно талантливого актера, в народе прозванного Сутарби, ансамбль фольклорного танца и киностудию «Чеченфильм». Идея такая возникла потому, что мы знали: кино - это очень популярный вид искусства, посредством которого можно было сделать многое во благо культуры нашего народа, снимая документальные, художественные фильмы, распространяя их по всему миру. Но для воплощения, задуманного нам нужны были два таких коллектива, как театр и ансамбль. И Хусейн предложил мне создать ансамбль фольклорного танца. Я сразу же, без колебаний, нисколько не задумываясь, согласился. Об этой идее рассказал своим друзьям, соратникам, которые на тот момент работали в ансамбле танца «Вайнах». Ребята сказали, что это хорошая идея и решили - попробуем.
15 декабря 1990 года я написал заявление об увольнении из ансамбля танца «Вайнах» и перешел на работу в экспериментально-творческое объединение «Даймохк». И вот в этом объединении мы с Хусейном Гузуевым обдумывали создание нового творческого проекта, перебирали варианты. И пришли к выводу что надо создать что-то новое, интересное, того, что у нас в культуре в тот период не было: назвать коллектив театром фольклорного танца. Но само название «театр» предполагало объединение нескольких жанров, присутствия в нем и художественного слова, и игры актеров и танцоров, и певцов, и музыкантов, и необходимость отразить здесь обычаи и традиции из наших фольклорных материалов, и чтобы декорации при этом были. Нам необходимо было объединить эти жанры искусства, связать и сделать какое-то цельное произведение, создать некий синтез разных направлений фольклора. Для театра танца решили разработать не концертную программу, в привычном её понимании, а театрализованное представление.
Стали думать над тем, как бы этот творческий проект назвать, и пришли к выводу: нужно назвать его «Кладезь чеченских традиций». Почему? Дело в том, что, выбрав некоторые элементы из огромного пласта фольклорного искусства, мы сумели их связать в одно сценическое произведение. А богатство нашего фольклора невообразимо, это настоящий клад для творческих поисков. За реализацией замысла последовало необходимость в названии самого коллектива.
В одной из очередных творческих поездок, когда мы возвращались в автобусе, каждый стал предлагать свои варианты. И прозвучал такое предложение: «Давайте назовем «Нохчо», нохчо ма дуй вай (мы же чеченцы) ... Будем конкретны. Мы не националисты, мы не экстремисты, но мы чеченцы. Давайте вещи называть своими именами, чеченское должно быть чеченским, не обобщенным». И вот первое название коллектива было театр фольклорного танца «Нохчо». И я был его первым художественным руководителем.
Репетиции проходили в зале Дворца культуры «Общества глухонемых», который предоставил безвозмездно Председатель общества глухонемых ЧР, патриот своего народа Сулейман Дукузов.
Премьера творческого проекта «Кладезь чеченских традиций» состоялась 22 апреля 1991 года в здании нынешнего театрально-концертного зала (авторы сценария и режиссёры-постановщики творческого проекта Хусейн Гузуев и Аднан Мажидов). Программа была из двух отделениях. Полный аншлаг, восторженные отзывы зрителей. В то время была такая практика: после окончания концерта или спектакля в зале оставались зрители из числа творческой интеллигенции, литературных критиков, просто любители искусства, и шло открытое обсуждение. Тогда после премьеры на сцену выходили известные актеры, писатели и говорили: нам не понятно, как эта горстка молодых людей на пустом месте, без какой-либо государственной поддержки, неведомо как сделали первый в истории культуры и искусства чеченского народа такой замечательный творческий проект, театрализованное представление-шоу на основе чеченского фольклора.
И в самом деле, мы – вот такая небольшая группа людей смогли привнести на сцену что-то новое, что-то интересное. Смогли связать разные жанры искусства одной идейной нитью, одной темой, придать этому творческому проекту элемент зрелищности, элемент игривости, придумали небольшие декорации, чтобы это действо было театрализованным. Привлекли для работы в проекте наших самых лучших, на мой взгляд, из числа молодых на тот момент, актеров Амрана Джамаева и Бай-Али Вахидова. Этим двум гениальным актерам, получившим незатейливый текст, удалось так здорово его обыграть. Они исполняли роли джуг1урдов (скоморохов). Получился интересный, захватывающий творческий проект. После премьеры, мы поняли, что нам удалось это сделать. И вот с того момента началась история создания этого театра.
Никогда не забуду, как мы шили костюмы. У нас было всего 5 тысяч рублей. На них сшили черкески, башлыки, рубашки на всю концертную программу. Где-то в театре, во время ремонта убрали с окон что-то вроде жалюзи из зеленой шерсти. Их хотели выбросить. Мы забрали, постирали, и из этого зеленого материала сшили бешметы на наш танец. И вот так, у кого-то брали шапки, у кого-то - инструменты. Нас влекло необыкновенное увлечение, энтузиазм. Сейчас, когда вспоминаешь, даже не верится, как такое было возможно. При таких условиях создать у нас в республике, в тот период очень интересный молодой творческий коллектив. Мы ни в чем не повторялись, не подражали на тот момент Чечено-Ингушскому государственному ансамблю танца «Вайнах». Спокойно ушли из «Вайнаха», создали свой творческий коллектив «Театр фольклорного танца «Нохчо».
Не смотря на энтузиазм и вдохновенное творчество молодых людей, зарабатывать на жизнь было все сложнее. К большому сожалению, мы работали (в то время начинались рыночные отношения) и получали зарплату только от того, что зарабатывали во время концерта, никаких других доходов не было. Да, были спонсоры небольшие. Они нам помогали.
Но, как я ранее говорил, вначале 90-х, в период перемен, происходивших в стране, жизнь становилась труднее, все сложнее удавалось заработать деньги. И в какой-то определенный момент встал вопрос – быть этому коллективу или не быть.
Тогда-то я и решил обратился к министру культуры ЧИАССР Киндарову Абдулле Гарсиевичу. Мы с глубоким уважением относились к этому человеку, потому что он был исключительно грамотный, высоко интеллектуальный, порядочный человек, истинный патриот и большой любитель культуры нашего народа. А.Г. Киндарову очень многое удалось сделать на всех должностях партийно-хозяйственного актива республики, где он работал после возвращения из Казахстана, из выселения. Когда я обратился к нему и рассказал о сложившейся ситуации, о том, что у нас создан коллектив и не хочется его терять, потому что, сделана хорошая программа. Он, даже до конца не выслушав, сказал: «Аднан, никаких проблем. Я вас беру в структуры Министерства культуры ЧИАССР». Вызвал начальника финансово-экономического отдела и сказал: «В срочном порядке изыщите 35 единиц. Возьмите, подготовьте все документы». Вот тогда он спас нас, включив в структуру министерства. Благодаря Абдулле Гарсиевичу удалось сохранить театр фольклорного танца «Нохчо», который на тот момент уже пользовался большим успехом у зрителей. Мы стали ежемесячно получать зарплату, он нам помогал костюмами, помогал с гастролями. В общем, мы все были и будем до конца дней своих благодарны этому человеку.
Потом началась война. К сожалению, все наши костюмы, все было уничтожено. После первой военной кампании мы опять собрались, начали репетиционный процесс. Выезжали в город Нальчик. Там пока мы пришли в себя, пока восстановились, вновь началась вторая военная кампания. В это перепутье коллектив разошелся. Многие из артистов, кто работал в «Нохчо» автоматически перешли на работу в Государственный ансамбль танца «Вайнах». Почему? Потому что уже не было ни финансирования, ни зарплаты. На тот момент в Министерстве культуры ЧР стоял вопрос о сохранении хотя бы одного коллектива.
Таким образом, мы влились в коллектив ансамбля «Вайнах» и работали. После окончания второй военной кампании, когда республику возглавил Ахмат-Хаджи Кадыров (дала гIазот къобал дойла цуьна) и было окончательно сформировано Министерство культуры Чеченской Республики, встал вопрос о создании структуры подведомственных организаций. Тогда-то и решили вновь включить этот коллектив в структуру Министерства культуры, как это было раньше до начала первой войны. Так сохранили коллектив, затем очень долго подыскивали людей, кто бы мог возглавить. Я на тот момент уже работал начальником отдела искусств и учебных заведений Министерства культуры ЧР, заместителем министра. Рассказал историю этого коллектива министру Мовле Камиловичу Осмаеву. Он согласился с моим мнением и в структуру министерства ансамбль вошел как Государственный ансамбль песни и танца «Нохчо». Я сделал все, что мог, чтобы после военной кампании этот коллектив возродился, чтобы он состоялся и продолжил свой творческий путь.
У ансамбля «Нохчо» были большие творческие успехи, коллектив выезжал заграницу, были в Турции, участвовали в международном фольклорном фестивале, в других мероприятиях. Коллектив был интересным и самобытным. И вот этот ансамбль продолжает по сегодняшний день свое творчество.
Почему мне этот коллектив дорог? Потому что так же, как «Вайнах» я пропустил его через свою кровь, отдал много своих сил, молодость, профессиональных навыков и творческих возможностей этому коллективу. Безусловно, коллектив состоялся благодаря моим друзьям, соратникам, единомышленникам, мне бы одному ничего не удалось сделать. Благодарен всем ребятам, девушкам, которые в то время со мной работали. Некоторых, из тех, кто был рядом со мной в первом составе, уже нет среди живых, дала геч дойла царна массарана. Светлая память Хусейну Гузуеву, человеку, стоявшему у истоков создания этого коллектива, дала геч дойла цунна, и воцуш ву.
Судьба «Нохчо» мне не безразлична.
Я очень рад, что у этого ансамбля сегодня юбилей, что коллектив возглавляет талантливая руководитель, профессионал своего дела, Заслуженная артистка Российской Федерации Аминат Ахмадова, что коллектив в очень хорошем творческом состоянии, с великолепными молодыми исполнителями, разнообразной творческой программой, прекрасной материально-технической базой. Ансамбль «Нохчо» пользуется огромной популярностью не только у нас в стране, но и зарубежном. Каждое выступление ансамбля проходит с огромным успехом. Коллективу созданы все условия для полноценной профессиональной деятельности. С ними работают замечательные специалисты- хореографы нашей республики. И все это благодаря вниманию, которое уделяет коллективу Глава Чеченской Республики, Герой России Р.А. Кадыров.
Я думаю, ансамбль «Нохчо» ждет прекрасное будущее.
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться: