Сб, 18 мая, 06:38 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Для чего Грозному международный аэропорт и таможня?

Для чего Грозному международный аэропорт и таможня?

22.12.2008 12:17

Грозный. В условиях глобального финансового кризиса и ожидаемого сокращения доходов федеральной казны, а, возможно, как следствие, и уменьшения дотаций в бюджет Чеченской Республики – чеченское руководство усиленно пытается изыскать дополнительные источники увеличения доходности республиканского бюджета. Немалое внимание уделяется, в частности, открытию в республике таможенной службы и приданию Грозненскому аэропорту статуса международного. О необходимости этого шага Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров многократно заявлял и в средствах массовой информации, и лично докладывал руководству Российской Федерации.

Резонов для открытия таможни немало. Нет необходимости специально останавливаться на туристах и других иностранных пассажирах, которые смогут прилетать в Чечню напрямую. Достаточно начать с того, что появление в Грозненском аэропорту таможни будет способствовать развитию малого бизнеса – у наших «челноков», направляющихся в Турцию или Эмираты, отпадет необходимость добираться туда через Нальчик или Махачкалу, пополняя бюджет соседних республик и карманы милиционеров на дорогах, ведущих в Чечню. Одновременно станут развиваться и зарабатывать турфирмы, отправляющие туристов из Грозного, скажем, на отдых в Турцию или Египет. Смогут напрямую вылетать из грозненского аэропорта и паломники, направляющиеся в Мекку. Учитывая, что в этом году их было почти три тысячи человек, – это будет немалая экономия для них, и неплохой доход для аэропорта и республиканского бюджета.

Кроме того, минуя Москву, смогут прилетать домой чеченцы, постоянно или временно проживающие за рубежом. По самым минимальным подсчетам, в одной только Европе в настоящее время живут около 50 тысяч бывших жителей Чечни. Проще будет работать и западным инвесторам, желающим вложить деньги в экономику Чеченской Республики. Причем, речь идет не только о приезде конкретных людей, но и о тех грузах, что они смогут привозить в республику. Руководство ЧР уже столкнулось с ситуацией, когда таможни соседних республик, требуя взяток, отказывались пропускать отделочные материалы для строительства исламского комплекса в Грозном. Об этом не раз говорил Президент Чечни Рамзан Кадыров, акцентируя внимание на том, что взятки так и не были уплачены.

Безусловно, придание Грозненскому аэропорту статуса международного не станет панацеей для чеченской экономики. Но у республики появится дополнительный источник наполнения бюджета и сокращения расходов как представителей малого бизнеса, так и простых граждан. А это уже немало.

Меду тем, у этой идеи имеется и немало противников. В первую очередь это лоббисты интересов тех таможен и аэропортов, что существуют в соседних с Чечней регионах. Понятно, что они не хотели бы потерять своих клиентов из Чечни.

Но есть противники и другого рода, которые не имеют корыстных интересов и не представляют сколько-нибудь внятных аргументов против открытия границы через Чеченскую Республику, ориентируясь при этом на некие подсознательные страхи и мифы в отношении Чечни. Вольно или невольно они воспроизводят те ложные представления о республике, что активно пропагандировались российскими СМИ еще в 90-е годы прошлого века.

О негативных стереотипах и ксенофобии, распространившихся в российском массовом сознании, говорилось уже немало. Тем не менее, будет полезно разобраться в тех контраргументах (пускай и наивных), что приводят противники открытия таможни в Грозном. Возможно, жителям Чечни подобные резоны покажутся весьма забавными, но за пределами республики значительная часть российского общества все еще живет какими-то собственными представлениями о Чечне. Собственно, все нижеприведенное будет сказано скорее именно для них.

Итак, контраргумент первый. Аэропорт в Грозном, якобы, превратится в некие «ворота», через которые в Россию будут попадать международные террористы.

Забавно. Контртеррористическая операция в Чечне шла с осени 1999-го года. Все это время международные рейсы в Грозный не летали, однако террористы с Ближнего Востока и других регионов мира как-то в Чечне оказывались. Причем, далеко не все из них пробирались через грузинскую границу. Немало было и тех, кто в качестве туриста прилетел в Россию, а затем оказался в рядах незаконных вооруженных формирований.

Специально для тех, кто опасается свободного транзита боевиков «Аль-Каиды» через Грозненский аэропорт, хотелось бы напомнить две вещи. Первое, именно силовые структуры Чеченской Республики уже много лет несут основную тяжесть борьбы с вооруженным подпольем и никакого компромисса в этой борьбе не будет. Второе, для того в Чечне и будет поставлена таможня (ровно такая же, что функционирует в «Шереметьево» или «Внуково» в Москве), чтобы не пропускать на территорию страны всяких подозрительных личностей.

Контраргумент второй. Чечня, якобы, будет осуществлять работорговлю, экспортируя в ближневосточные страны российских девушек в качестве наложниц.

Еще нелепее. На территории России действительно действуют криминальные группировки, занимающиеся поставками «живого товара» в зарубежные притоны, но при чем здесь государственные институты Чеченской Республики, которые по определению не могут быть причастными к подобному бизнесу? Не будем забывать, что торговля «живым товаром» держится не на насильственном захвате наложниц, а на добровольном вовлечении девушек, готовых к любому риску ради быстрого и легкого заработка. Другое дело, что их ожидания часто не оправдываются, но это, как говорится, их личные проблемы.

Самое смешное во всем этом то, что в намерении организовать экспорт наложниц на государственном уровне (как статью дохода республиканского бюджета) подозревают то самое руководство Чеченской Республики, которое они же одновременно обвиняют в чрезмерной исламизации, хотя на самом деле речь идет об искоренении пьянства, наркомании и других пороков современного общества. Для сведения – чеченское руководство даже угон автомобиля рассматривает как ЧП, за которое можно расплатиться погонами. А уж за торговлю «живым товаром», можно не сомневаться, что с виновных полетят головы…

Одним словом, это как раз тот случай, когда обвинитель в поисках соринки в чужом глазу не видит бревна в собственном. Россия в международном трафике «жриц любви» занимает одно из первых мест в Европе, и основной транзит пресловутых наложниц идет как раз через Москву. И никто этот высокодоходный и отлаженный бизнес переводить в Грозный не станет – зачем им эта дыра с единственным аэропортом?

Далее. Контраргумент третий – через Грозный якобы хлынет транзит оружия и наркотиков.

И опять мы имеем дело со стереотипами, весьма далекими от реального положения дел. Все последние годы Отдел по борьбе с оборотом наркотиков прикладывал и прикладывает огромные усилия, чтобы очистить республику от поступающей извне «белой смерти». Эти усилия уже принесли ощутимый результат. Сегодня в Чечне достать наркотик намного труднее, чем в соседних регионах. Не случайно, что многие наркоманы в Чечне за очередной дозой предпочитают ездить в Ингушетию – это безопаснее, чем организовывать притон в Чеченской Республике.

Теперь об оружии. Тот факт, что в Чечне велись боевые действия, еще не означает, что здесь имеются горы неучтенного оружия, а его хозяева только и ждут открытия международного аэропорта, чтобы начать его отгрузку за рубеж. И если уж на то пошло – Чеченская Республика оружие не производит, а, значит, и экспортировать ей нечего. В том числе и по криминальным каналам, которые идут непосредственно от производителей оружия.

Совершенно очевидно, что противники идеи придания Грозненскому аэропорту статуса международного, скорее всего, введены в заблуждение некорректной подачей этой темы в СМИ. Например, заголовок статьи «Чечня нуждается в собственной таможне» воспринимается ими как претензии чеченского руководства иметь отдельную таможенную службу, независимую от российской. Между тем, достаточно включить логику, чтобы сообразить – если у чеченского руководства были бы намерение и главное возможности заиметь такую службу, то зачем ему было бы спрашивать у кого-то разрешение? Вообще же, у российского региона по определению не может быть таможни, независимой от федеральной таможенной службы.

Довольно часто можно услышать, что будущую таможню можно будет купить. Ну, что же, теоретически все возможно. Тем более, что российскую таможню постоянно сотрясают коррупционные скандалы. Но давайте попробуем выявить ответственных за все эти возможные в будущем преступления. Меньше всего на эту роль подходит руководство Чеченской Республики, кровно заинтересованное в полной декриминализации республики для создания образа инвестиционно привлекательного места, что невозможно без имиджа безопасного в криминальном плане региона.

Между тем, за нападками на возможность открытия в Чечне международного авиасообщения просматривается нечто большее. Само желание Чечни иметь жизнеспособную экономику многими воспринимается как первый шаг к сепаратизму. Странный народ эти критики – дотационность Чечни их раздражает, и при случае и без случая они не преминут попрекнуть этим республику, но попытки снизить эту дотационность тут же вызывают у них еще большее раздражение.

Комментарий помощника Президента Чеченской Республики Тимура Алиева для Центра Стратегических исследований ЧР

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |