Сб, 27 апреля, 20:27 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Интервью » Хамзат Яндарбиев: «Я благодарен своим учителям»

Хамзат Яндарбиев: «Я благодарен своим учителям»

03.11.2010 10:06

В эти дни в Староатагинском Дворце культуры имени Махмуда Эсамбаева состоялся юбилейный вечер, посвященный 70-летию со дня рождения писателя, ученого, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы ЧГУ, Почетного гражданина ЧР Хамзата Яндарбиева. После торжества юбиляр дал интервью агентству «Грозный-информ».

Хамзат Шамсадович, Вы относитесь к поколению тех чеченцев, у которых практически не было возможности получить достойное образование. Тем не менее, Вы достигли много. Расскажите немного о своем детстве.

- Наша семья вынуждена была покинуть родное село Старые Атаги, когда мне шел четвертый год. Мне повезло, что родители попали в один из крупных городов Казахстана. Я учился в школе № 14 города Лениногорск, который находится в Рудном Алтае. Это была большая школа. Помню, в начальных классах училось несколько чеченских детей, а среди учащихся старших классов я был единственным чеченцем.

В 1957 году наша семья возвратилась на родину. Тогда в Старых Атагах была лишь одна средняя школа, где я и продолжил учебу. Через два года, окончив десять классов, поступил на летние курсы учителей родного языка и литературы, после чего вернулся в школу в качестве учителя. Кстати, еще в Казахстане я выучился писать и читать на родном языке.

- А когда появилась тяга к творчеству?

– Еще в 7-8 классах я пробовал писать короткие рассказы. Часто вспоминаю своих учителей - словесников. Это преподаватели Лениногорской средней школы №14 Г. М.Рыжов, Р.А.Жукова, А.А.Кузнецов, а позднее учителя Староатагинской средней школы А.М. Умхаев, Т.З.Закаев, Т. М.Мехтиев, Н. С.Вахтангова, А. Я.Кадоева.

- Должно быть, их пример и послужил тому, что Вы поступили в педагогический вуз?

- Действительно, именно этим замечательные педагогам, УЧИТЕЛЯМ с большой буквы я обязан многим: они привили мне интерес к краеведению, литературоведению. Поэтому в 1960 году я поступил на историко-филологический факультет Чечено-Ингушского государственного педагогического института. А в студенческие годы появились первые научные работы. Хотелось бы отметить преподавателей института, которые оказали большое влияние на становление меня как педагога и ученого. Это, прежде всего И.Ю. Алироев, К.З. Чокаев, Д.Д. Мальсагов, Н. Д. Музаев, Ю.Б. Верольский и другие. Первые мои научные работы были написаны под руководством Ю.Б. Верольского, литературным консультантом бессменно был Нурдин Музаев.

Вы много лет отдали школе. Обучили ни одну сотню атагинских детей. Нет ли среди Ваших учеников таких, кто выбрал благородную профессию учителя?

- Я уже говорил, что начал работать в Староатагинской средней школе №1 еще в 1959 году. Но как специалист широкого профиля предстал перед школьниками с осени 1964 года. Через год был назначен завучем в вечернюю школу, одновременно работал и в других школах. Еще в институте я занимался самообразованием в области истории, географии, изобразительного искусства. Учителей не хватало и мне приходилось эти предметы.

Имена многих моих учеников хорошо известны в республике и за ее пределами: Марья Яндарбиева, Раиса Айдамирова, Муса и Ибрагим Джандаровы, Ахмед Мударов, Айза Барзанукаева и многие-многие другие. Пошли по моим стопам и стали учителями Мая Юнусова, Таиса Ахмадова, Хадижат Миназова и другие. Я думаю, они помнят мои уроки.

Что Вы можете сказать о традиционных методах обучения языку и литературе?

- Прежде всего, я против того, чтобы силой загонять учителя в капкан инновационных методов. В свое время много говорили об опыте липецких учителей, но он оказался «липой». Как бы бурно ни текла река, вода уйдет, а камни останутся. Что-то ценное, может, и оставят эти методы в методической копилке учителя, но многое уйдет в небытие.

Что касается традиционных методов преподавания , то разговор о них надо начать с принципов преподавания.

В методике преподавания литературы многие методисты прошлого века придерживались четырех принципов: научности, народности, историзма и соответствия формы и содержания. Эти принципы должны учитываться и писателем, который создает художественное произведение, и учителем, который должен проанализировать их вместе с учащимися. Однако наличие этих принципов не помешало появлению в русской литературе ряда произведений клеветнического характера, где чеченцам, как этносу, приписывались бандитизм, измена родине и многие другие пороки, хотя чеченцы никогда не служили немцам ни в русской освободительной армии Власова, ни в казачьих дивизиях, ни в тюркских полках, ни в армянских и грузинских батальонах. Это о романе «Созвездие Ярлыги» А. Губина. А что же касается алтайского писателя Николая Горбачева, то тот ударился в такую фантазию, что чеченцы у него оказались тюрками. Писатель должен знать все о тех народах, о которых он собирается писать; иметь представление о языке, истории, обычаях, религии. Вот почему мы выдвинули еще один принцип преподавания – принцип учета писателем (когда он пишет) и учителем (когда он учит иноязычной литературе). Что же касается традиционных методов преподавания литературы, то следует подчеркнуть, что хорош тот метод, когда учителю работается легко, а ученик легко усваивает учебный материал.

Как Вы считаете, не обедняет ли компьютеризация и ИКТ процесс обучения?

-Учение нельзя превращать в работу с компьютером. Компьютер не научит анализировать текст, правильно оформлять мысли в устной и письменной речи. Компьютер – это техническое средство обучения, которое нужно использовать при необходимости. Однако нельзя отрицать возможность компьютеризации обучения и самоизучения некоторых предметов, если компьютер хорошо будет изучен в начальной школе.

Общеизвестно: в науке нет широкой столбовой дороги… приносит ли она материальные блага… радость творчества?

- Да, это так. Во всяком случае, мне постоянно приходилось, образно говоря, карабкаться по ее каменистым тропам. И наука, и литературное произведение приносят радость творчества, но у нас, в России, никогда не приносят значительных материальных благ. Я отдал науке и литературе 50 лет, но не разбогател, двухэтажный особняк не построил. Живу в маленьком домике, построенном мною, когда я был еще сельским учителем. Свою зарплату часто тратил на покупку предметов материальной культуры чеченского народа, чтобы спасти их от вывоза за границу.

Глава нашей республики Рамзан Ахматович Кадыров, руководство республики всячески способствует восстановлению всей системы образования. Можно ли в этой системе образования выделить откровенно слабые или сильные стороны?

- Я очень рад, что руководство нашей республики за короткий срок добилось восстановления системы образования. На эту тему можно говорить много. Сейчас же скажу о самом важном: я за то, чтобы увеличить часы для изучения родного языка и литературы. Бичом нашей школы является ее перегруженность. Так, в трех общеобразовательных школах нашего села обучается в две смены в три раза больше детей, чем они рассчитаны по проекту. Даже учащиеся начальных классов вынуждены ходить в школу за 2-3 километра от места их проживания. В Старых Атагах необходимо построить в ближайшее время, по крайней мере, еще две школы.

Спасибо. Хамзат Шамсадович, Вы с супругой вырастили троих детей. Передалась ли им любовь к творчеству и литературе?

- Да, у нас в семье три дочери и сын, а теперь еще и двое внуков. Старшая дочь закончила факультет иностранных языков ЧГУ и работает в Верховном суде переводчицей, средняя окончила художественно-графический факультет. Она свободный художник. Недавно оформила сборник моих стихов «Этот прекрасный страшный мир», третья дочь – филолог, работает в Институте повышения квалификации работников образования, сын стал специалистом по компьютерам – заочно учится в университете.

Мы поздравляем Вас с юбилеем. Искренне желаем Вам крепкого здоровья, новых творческих успехов. И, конечно, о Ваших планах на будущее?

- Несмотря на то, что мне уже 70, планов у меня много. Хочу восстановить здание Староатагинского краеведческого музея. Хочу издать все свои произведения, написанные как на русском, так и на чеченском языках, в том числе и романы о школе и войне. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к подрастающему поколению: подружитесь с книгой, ибо только чтение является настоящим источником знаний.

Беседу вел Аюб Шаипов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |