Сб, 27 апреля, 03:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Истина дороже всего

Истина дороже всего

10.08.2007 18:17

О Кадырове при жизни и посмер¬тно говорили и говорят много. Впрочем, как о всяком человеке, которому судьбой в переломные моменты истории предначерта¬но стать лидером масс. Оценки кардинально противоположные: от неприятия до восхва¬ления.

Как юрист, я вижу то, что другие не за¬мечают, и о чем мало говорят.

О Кадырове необходи¬мо говорить, прежде всего, как о человеке с духовным образованием. Он окон¬чил Бухарское медресе, Ташкентский исламский университет, учился на шариатском факультете Иорданского универси¬тета, работал ректором Исламского универси¬тета, был заместителем муфтия и муфтием Чеч¬ни. Имея основательное исламское образование, он был способен компе¬тентно судить о вопросах религии в отличие от многих самоучек.

Именно поэтому в народе утвердилось мне¬ние, что Кадыров, зная ислам, как учение, и чеченцев, как нацию с ее особым менталитетом, увидел вред, наноси¬мый народу республики проповедниками вахха¬бизма, пытающимися вытравить из чеченцев признаки, идентифици¬рующие нас как этнос, и первым восстал против ваххабитской идеологии еще в 1998 году, задолго до того, как под Масха¬довым и проч. начали шататься кресла руководителей.

Народ из уст в уста передавал это известие, считая указанный шаг мужественным, мудрым, и даже недруги Кадырова оценили этот решительный поступок. Ахмат-хаджи был при¬говорен сепаратистами к смертной казни, за его убийство было объявлено вознаграждение.

Характерно, что в последующем он не отрицал очевидного союза с Масхадовым в прошлом и откровенно говорил, что расстался со своими бывшими соратниками, увидев противоречия в декларациях и действи¬ях главарей сепаратис¬тов, а также гибельность их пути для народа.

Неспециалисту в та¬кой тонкой области, как религия, трудно давать оценку этому шагу, но мое сердце подсказывало, что он был прав, протестуя против утверждений про¬поведников ваххабизма о том, что все умершие святые и пророки вместе взятые, менее полезны человеку, чем простая палка, которой можно отогнать нападающую на человека собаку.

Мне также трудно судить, соответствует ли вообще явно прикладное отношение ваххабитов к святым и святости, ис¬ламу, который признает Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) среди других основных пророков и требует уважительного отношения к ним.

Население республи¬ки хорошо помнит и другой поступок А. Х. Кадырова. Президент Ичкерии, быв¬ший коммунист и офицер Советской армии, каза¬лось бы, светский чело¬век, А.Масхадов поддался на провокационную идею своих приближенных и издал указ, запреща¬ющий устанавливать в городе елку и праздно¬вать в республике «хрис¬тианский Новый год». Кадыров назвал идею бредовой, резко осудил указ президента, мотиви¬руя свою позицию тем, что Иса (Иисус), почитаемый мусульманами пророк, празднование его дня рождения не является греховным, и руково¬дителю государства не следует лишать детей светлого и привычного им праздника.

Трудно переоценить и работу Кадырова по возвращению к мирной жизни молодых людей - участников незакон¬ных вооруженных формирований. Иницииро¬ванные Ахматом-Хаджи амнистии, повторенные уже и после его смерти, были важным фактором, способствующим возвра¬ту республики к миру.

В то же время Кады¬ров, хорошо зная психо¬логию участников НВФ, как говорил непопуляр¬ный сегодня Ф.Энгельс, их же методами боролся с теми; кто отказался от предоставленного им шанса вернуться к мирной жизни. Другого человека, который умел бы это лучше Ахмата-хаджи, чеченское обще¬ство из своей среды в тот период не выдвинуло.

У нас нет оснований не доверять публикациям в печати и сообщениям о том, что на Кадырова было совершено более 20 покушений, из тех же источников извест¬но, что в этой борьбе он потерял около двадцати своих родственников. Кроме того, А.Кадыров на многие годы нажил себе беспощадных и мстительных врагов. Много ли нашлось бы сегодня смельчаков, го¬товых взять на себя бремя, которое он нес, и платить за это бремя подобную цену?

В такой ситуации родственники многих чеченцев не только не поддержали бы своего человека во власти, но и предъявили бы ему ультиматум с требова¬нием уйти с поста, что¬бы не наживать врагов себе и своим близким. Тому существует немало примеров. В случае же с Кадыровым мы видели редкую солидарность родственников с членом своей семьи.

После первого же па¬ломничества Кадырова в Мекку в народе его сразу стали называть Ахматом-Хаджи, произошло это непринужденно и естественно. Именно так его именовали и в российском руководстве, как в период взаимного противостояния, так и в период совместной борьбы с сепаратистами.

Многих жителей рос¬сийских городов раздра¬жает шум сирен и огни проблесковых маячков автомобилей, перевозящих чиновников. В таких случаях остальные учас¬тники дорожного дви¬жения спешат уступить им дорогу. В Чечне был слышен ропот граждан от подобных действий личной охраны Кады¬рова при его передви¬жениях по республике. Трагическая же гибель Ахмата-хаджи показала, что эти меры были нич¬тожно малы и недоста¬точны для обеспечения его безопасности.

Надо помнить, что всякий революционер с момента завоевания власти перестает быть таковым и становится сторонником стабиль¬ности в государстве (консерватором). В этом смысле президент Ка¬дыров был лицом, самым заинтересованным в до¬стижении стабильности в республике.

Оценивая персону А.Кадырова, необходимо учитывать и то, что он был облечен доверием Президента Российской Федерации. Отвергать и игнорировать это об¬стоятельство значило бы давать недоброжела¬телям повод для вывода о том, что чеченцев не может устроить в качес¬тве руководителя даже святой, если он чеченец. Из этого некоторые гото¬вы были сделать вывод, что нам рано иметь руко¬водителя из числа своих соплеменников.

От подобной практики мы еще не совсем избави¬лись, но упорно добива¬емся ее возврата.

Поставив во главе Чечни духовное лицо, Москва сделала на ред¬кость верный шаг, ибо в таком случае возникает вопрос: «С кем тогда вою¬ют сепаратисты?»

Политика и диплома¬тия предполагают, что че¬ловек, посвятивший себя этой деятельности, часто говорит то, что люди хотят от него слышать. Кадыров не позволял себе лгать, и эта черта вызывала дове¬рие к нему.

Будучи генералом и работая в Генеральной прокуратуре РФ, по пред¬ложению Ахмата-хаджи я вернулся в республику. Его смерть не позволила осуществиться нашим планам, но в моей памя¬ти он остался человеком, верным своему слову.

Камнем преткнове¬ния в губительном для народа вялотекущем конфликте в Чеченской Республике является злополучное слово «су¬веренитет».

Суверенитет, прежде всего, означает эффек¬тивную работу на терри¬тории государственного образования всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В этом смысле Ка¬дыров был суверенен на территории Чечни, т.к. не был вынужден делиться властью с пер¬сонами наподобие Баса¬ева, Радуева, Ахмадова, Бараева и другими, в свое время контролиро¬вавшими независимо от масхадовского центра в Грозном отдельные территории республики. Этот фактор было труд¬но переоценить, потому что он давал гражданам уверенность и надежду на стабилизацию обста¬новки, а в перспективе сулил инвестиционную привлекательность Че¬ченской Республики.

Из уст не одного здра¬вомыслящего соотечес¬твенника мне приходи¬лось слышать, что Кадыров был в состоянии не сдавать республику, даже, если ее сдаст бан¬дитам (как это уже не раз бывало) Федеральный центр. Это говорило о том, что люди видели в Кадырове гаранта ста¬бильности, чему можно было только радоваться. Беженцы и бизнес нача¬ли постепенно возвра¬щаться в республику.

Обыватель склонен винить во всех своих бе¬дах государство, которое персонифицируется у него в нашем случае с прези¬дентом. Эта вера в хоро¬шего (или плохого) царя особенно жива в России. В указанном смысле, как глава республики, Кады¬ров был «виноват» перед всеми: люди вправе были ждать от него еще больших масштабов строительства в республике, скорейших темпов в наведении порядка во всех сферах жизни ЧР. В то же время необходимо помнить, что Кадыров не мог сделать все один и из ничего. Потому-то он и призывал народ к активности. Наблюдая за развитием событий в республике, невольно приходило в голову, что среди многих, к козырявших фразой «Я и из команды Кадырова!», У не было лучшего в этом смысле соратника, чем, например, руководитель компании «Нурэнерго» Н. Усамов. Нормально функционирующая энергосистема, первый объект, возрожденный «Нурэнерго» на развалинах площади «Минутка», восстановленный памятник героям гражданской войны на площади «Дружбы», ком¬плекс зданий в поселке Войкова и многое другое — такие результаты в то время продемонстрирова¬ла организация, возглав¬ляемая Усамовым. Именно поэтому жители Чечни с одобрением восприняли известие о присвоении Усамову звания «Героя России».

Время, проходящее впустую, работало про¬тив него, и Ахмат-хаджи понимал это. Кадыров, как лидер, был жизнен¬но заинтересован в том, чтобы в республике су¬ществовали осязаемые результаты деятельнос¬ти его правительства.

Бросив все силы на восстановление энерго¬снабжения, газоснабже¬ния и водоснабжения в Грозном и в республике в целом, Кадыров и его соратники за короткое время вдохнули в респуб¬лику жизнь.

По рассказам моего по¬койного отца, в двадцатые годы прошлого столетия, после избрания Гайтаева Билухаджи кадием села Урус-Мартан, он побла¬годарил верующих за оказанное ему доверие и обратился к бывшему сопернику по выборам, мулле Жанарали, со сло¬вами: «В святом писании сказано, что удачность выбора верующими кадия проявится в той благода¬ти, которая снизойдет на этот населенный пункт: своевременно будут идти дожди, в меру греть солнце, село обойдут стихии, деревья будут плодоно¬сить, а земля давать уро¬жай. Если всего этого не будет в первый же год, то он (Гайтаев) не согласится остаться кадием даже по просьбе тех, кто его из¬брал». Старики говорили, что все перечисленное кадием свершилось.

Кадыров трагически погиб, но в отведенный ему Богом год все примет того, что Ахмат-хаджи стал для людей полезным (беркати) руководителем были очевидны.

Надо признать, что и Кадырову младшему есть, что показать в под¬тверждение своего удач¬ного руководства рес¬публикой: возрождены города и села республи¬ки, восстанавливаются предприятия, люди пос¬тепенно стали забывать об ужасах войны.

При этом необходимо помнить, что отсутствие финансирования может задушить любые ини¬циативы и активность. В связи, с чем хочется поже¬лать нашему президенту финансового благопо¬лучия, основанного на поддержке государства и инвесторов.

Дала аьтто бойла вайн.

В. Абубакаров «Столица плюс» №64, 8 августа 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |