Ср, 21 февраля, 02:18 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Когда чеченцы приняли ислам?

Когда чеченцы приняли ислам?

21.09.2007 13:15

Без всякого преувели¬чения можно сказать, что в последнее время не ус¬певаешь уследить за но¬винками литературы, вы¬ходящими в свет по исто¬рии, экономике, культу¬ре, искусству и т.д. чеченского народа. О некоторых из них я уже писал в «Вестях Республики». Сегодня речь пойдет о только что изданной моно¬графии «Ислам в контек¬сте традиционной культу¬ры чеченцев», кандидата философских наук, Мах¬муда Магомедовича Керимова, проректора Че¬ченского госуниверсите¬та. В ней дана характеристика традиционной куль¬туре чеченцев и раскры¬та системообразующая роль ислама в формиро¬вании ценностей системы чеченского общества. Критикуются исламофобские, то есть исламонена-вистнические взгляды в современной публицисти¬ке и некоторые научные концепции.

Автор особое внимание уделяет таким проблемам, как: особенности распрос¬транения ислама в Чечне; ислам и традиционная куль¬тура чеченцев; газават и учение Кунта-Хаджи; вирдовые братства и их деятель¬ность; коллизии, то есть столкновения противопо¬ложных взглядов в вопросе исламского возрождения в Чечне; ваххабизм и пути про¬тиводействия ему. На все эти вопросы М.М.Керимов отвечает на высоком про¬фессиональном уровне. Как человек, занимающийся древней и средневековой историей Чечни, мне более близки взгляды автора кни¬ги на проблемы исламизации вайнахов. Поскольку этот процесс был длительным и сложным, сделаю не¬большой экскурс в более ранний период. Хорошо известно, что во 11-м тысячелетии до н.э. начинают возникать монотеистическиё религии: в Х\/в. до н.э. в Египте (религиозная реформа фараона Аменхотепа IV (Эхнатона); в конце 11-го тыс. до н.э. возникает иудаизм; в 1-ом веке н.э. окончательно оформляется христианство, а в VII в н.э. возникает ислам. Все эти религии в той или иной степени, в определенные периоды повлияли на историю вайнахского этноса (иудаизм - через Хазарский каганат, хри¬стианство - через Византию и Грузию, ислам - через татаромонголов и орд Тиму¬ра, а также Арабского хали¬фата, дошедшего до Дер¬бента). До этих событий ду¬ховная культура чеченских пращур зиждилась на осно¬вах язычества. И, тем не менее, сама идея Верховно¬го Бога (Дела) древними че¬ченцами ни у кого не заимствована. Она зародилась в недрах древней вайнахской культуры, хотя некоторые боги чеченцев напоминают религии восточного и антич¬ного миров. В 1893 году выдающийся кавказовед Башир Керимович Далгат, завершая свою уникальную книгу «Пер¬вобытная религия чеченцев и ингушей» писал, что идея по¬степенного развития религи¬озного мировоззрения че¬ченцев, строгая мораль, по¬строенная на религии, и мно¬гое другое говорят в пользу способности этого народа к культурной жизни.

«В свое время, - пишет этнограф, - высшие нации мира проходили через ту же ступень развития, в которой находились не так давно и чеченцы: их (чеченцев) рели¬гиозные верования во мно¬гом сходны с религиями гре¬ков, римлян, иранцев, инду¬сов и других культурных на¬родов в период зачатков их культуры».

«Характеризуя в немногих словах религиозные воззре¬ния чеченцев, - подчеркива¬ет Б.К.Далгат, мы видим, что они вообще не представля¬ют строгой, стройной, цель¬ной системы мировоззрения, исходящей из одной основ¬ной идеи; наряду с культом предков и связанных с ним культом домашнего очага, мы видим у этого народа совершенно самостоятель¬ное учение о богах, олицет¬воряющих силы и явления природы. Попытки прими¬рить эти две системы рели¬гии, выразились у чеченцев в подчинении всех богов одному Высшему Богу». Как бы продолжая эту мысль Б.К.Далгата, чеченский ар¬хеолог и историк С.Ц.Умаров пишет: «Возьмем для приме¬ра культ обще вайнахского Верховного Бога - Дела. Он является создателем всего сущего: живой и неживой природы. Вселенная (Делан дуьне) названа его именем. С возвышением Дела над прочими местными божествами, последние стали трансформироваться в обыч¬ные святые, становясь ходатаями и посредниками меж¬ду верующими и Делой».

«Однако идея подчинения всех богов одному Высшему Богу - Дела не успела ещё выработаться вполне само¬стоятельно и вылиться в са¬мобытную форму, - продол¬жает свою мысль Б.К.Далгат, - как наступила эпоха влия¬ния христианства, оказавших сильное влияние на судьбу народной чеченской религии».

В самом деле, с VII века Арабский халифат стремит¬ся закрепиться в прикаспий¬ских просторах и на всем Кавказе. Исламизации были подвергнуты, в первую оче¬редь, Дагестан и Закавка¬зье. Совершенно новая для кавказского региона религия медленно, но основательно расширяла ареал своего влияния. Дагестанский вос¬токовед А. Р. Шихсаидов от¬мечает, что процесс этот прошел два этапа. Первый -\/Ш - первая половина X в. Он связан в основном с арабс¬кими завоеваниями и с са¬мими арабами, сыгравшими значительную роль в исла¬мизации. Второй этап - вто¬рая половина Х - XV вв. - это время сравнительной исла¬мизации районов Дагестана, когда ислам стал здесь офи¬циальной идеологией. В эти хронологические рамки ис¬ламизации Дагестана не вписываются Чечня и Ингу¬шетия. Как отмечают С.Ц. Умаров и М.Б.Мужухоев, му¬сульманство более активно распространяется в Чечне в веках и легко ужива¬ется в это время с языче¬ством и христианством. Судя по письмам («челобит¬ным») чеченцев русскому царю Ивану IV (Ивану Гроз¬ному) в XVI веке вайнахи делились на мусульман, хри¬стиан и язычников. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные кавказове¬дом С.А.Белокуровым в 1889г. в книге «Сношения России с Кавказом» об этом свидетельствуют и археологические изыскания. Так, самая ранняя надмогильная плита (чурт), найденная на древнем могильнике у селе¬ния Гачалк (Ножай-Юртовский район), датирована 990 годом хиджры, что соответ¬ствует 1582 году.

Как пишет М.Б.Мужухоев, датированных стел на этом могильнике встречено при¬мерно две третьих от обще¬го их числа. Это позволило археологу датировать погре¬бения под плитами без араб¬ских надписей и дат самым началом XVI века. На мо¬гильниках же у селений Хой, Макажой, Кезеной, Тазбичи, Дышни, Боторч, Нижний Кокадой, и др. обнаружены чурты уже Х-Х1Хвв.

Все сказанное подтверж¬дает правильность вывода М.М.Керимова о том, что ислам на значительной тер¬ритории Чечни уже до Х в. утвердился прочно.

Время активного распрос¬транения ислама в Чечне, в отличие от Дагестана, совпа¬ло с периодом активизации царской политики на Кавказе. Чеченцы не воспринимали распространение на них фор¬мы административного прав¬ления, принятые в России. Они жили по испытанному веками горскому обычному праву (адатам). Одновремен¬но чеченцы с трудом согла¬шались и с новыми для них суровыми шариатскими по¬рядками. Говоря иначе, в XVI-XIX вв. на чеченцев обруши¬лись две силы - во-первых, жесткий шариат, старавший¬ся разрушить адатские устои; во-вторых, царские власти, пытавшиеся лишить горцев не только их обычного права и вновь зарождающихся ша¬риатских порядков, но и на¬садить в чеченском обществе, равно как и на всем Кавказе, российские административные законы и формы правле¬ния. В итоге безграмотные, но свободолюбивые чеченцы оказались между выбором - либо исламский шариат, либо царский имперский ре¬жим. Выбор пап на шариат, а отторжение второго - вовсе не означало антирусское дви¬жение чеченцев. Оно было антиколониальным, чем и воспользовались Шейх Мансур, имам Шамиль и многие дру¬гие предводители горцев. Ислам, таким образом, высту¬пил как бы в двух лицах - с одной стороны как монотеистическая религия, сметающая старые языческие устои в лице адатов, во-вторых, как сила, объединяющая горцев в борьбе против политики ца¬ризма на Кавказе.

В контексте этого вопро¬са, в частности, рассматри¬вая роль ислама в период Кавказской войны, особенно в период движения Шамиля, М.М. Керимову удалось выя¬вить социальные и военно-политические условия трансформации накшбанддийа-халидийа в мюридизм - радикалистское религи¬озно-политическое направ¬ление, оформившееся как реакция на завоевательную политику царизма в Дагес¬тане и Чечне. В его основе находится идеология газа¬вата, сформулированная дагестанскими муллами Мухаммадом Ярагским, Гази- Мухаммедом, Шами¬лем, которая в тех услови¬ях сыграла объединительную роль для горцев в их борьбе против колониаль¬ной политики царизма. Но с ослаблением сопротив¬ления горцев и явной побе¬дой царизма, на смену иде¬ологии газавата,- подчер¬кивает М.М. Керимов,- призывавшей горцев к борьбе с царскими войсками до победного конца, приходит миролюбивое учение чечен¬ского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Сравнительный анализ идеологии газавата и учения Кунта-Хаджи, вирдовая сегментация, то есть деления, накшбандийа и кадирийа маркируют (выде¬ляют) местную специфику традиционного ислама. В любом случае, как подчер¬кивает М.М. Керимов, ис¬лам в Чечне имеет свои су¬щественные особенности, основанные на этнокультурных ценностях народа. Свой отпечаток на ислам в Чечне,- заключает автор, отложили коллизии, стол¬кновения традиционной культуры чеченцев с радикалистскими и экстремис¬тскими течениями, носите¬лями которой были вахха¬биты. Преобладающая часть Чечни, будучи после¬дователями традиционного ислама, отвергли идеоло¬гию и практику ваххабизма, которые навязывались на¬сильственными мерами. Эти выводы подтверждены в монографии яркими и убедительными фактами.

Таков далеко не полный обзор монографии М.М. Керимова. Надеюсь, что эта книга явится основ докторской диссертации автора, а пока же отметим, что названное монографическое исследование адресовано научным экспертам, исследователям всем тем, кто интересуется проблемами регионов деяния.

Монография вышла редакцией доктора философских наук, профессор В.Х. Акаева.

М. Багаев «Вести республики» №128, 5 Сентября 2007 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |