Пт, 19 апреля, 18:24 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Культура народов Кавказа

Культура народов Кавказа

18.08.2016 11:11

Исследования Яна Чеснова: философско-антропологический анализ

Изучая народную культуру, Ян Чеснов высказывает мысль о том, что на ее уровне нет абстрактных понятий, а есть ментальные организованности «как бы понятия», имеющие всегда избирательный характер. Под такими организованностями, надо полагать, понимаются представления, образы, мыслеобразы. Рассматривая феномен культурогенеза, он утверждает, что в нем задействованы природное начало и целевой образ, что создает единый мыслеобраз. Отсюда такое понимание народной культуры, прилегающей к природе и работающей мыслеообразами.

Антропологическим основаниям народной культуры, по его мнению, является биоэтический статус человека. В субстанции человека есть элементы растения, животного и минерала. В народной культуре онтология человека расширяется до пределов Вселенной… Поэтому он приходит к мысли, что народная культура не нормативна, биоэтична». По его мнению, «народная культура как самостоятельная система ориентаций в мире онтологична», она восприимчива и переменчива, ее метафизика ситуативна. Эту культуру он изучал в течение многих лет в своих этнографических экспедициях на Кавказе – Грузии, Абхазии, Балкарии, Чечне и в др. регионах страны.

Обычаи, традиции, ментальные особенности абхазов, абазин, балкарцев, грузин, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, чеченцев он изучал в тесной связи с природой, ландшафтом, со всем ареалом их природного и социокультурного существования. Формы культур этих народов – составная часть их бытования, а антропология их гармонична с климатом, ландшафтом. Образ жизни кавказцев, как и у многих народов мира, гармоничен с природой, формирует их внутренние взаимоотношения, этноментальные особенности.

Русалки, дочери бога охоты, описываемые им в мифологии абхазов, балкарцев, не являются компонентами пралогичного мышления, они результат того, что мышление этих этносов облачено в онтологическое сознание, как следствие наличия в человеке разумной души. Интересны наблюдения и выводы Яна об этике народов Северного Кавказа, определяемой им, как косвенная коммуникация.

В качестве демонстрации своей позиции он приводит пример из этической культуры чеченцев: отец ругает ни в чем не повинную дочь вместо того, чтобы сделать замечание снохе. Между тем этот этический сюжет зафиксирован в поговорке чеченцев, которая звучит: «Ала йо1е, хазийта несе» («Скажи дочери, чтобы услышала сноха»). Смысл этой народной поговорки в том, что отцу как старшему в семье, не подобает делать замечание снохе, поскольку она недавно пришла из другой семьи, где имеются свои семейные порядки, традиции. Снохе нужно время, чтобы она успешно адаптировалась к локальным ценностям новой семьи, а потому старший, чтобы ее не обидеть, и чтобы она призадумалась над допущенной ею ошибкой и больше ее не повторила, строго отчитывает дочь. Но виновата ли дочь в ошибке снохи? С точки зрения отца семейства – да, поскольку дочь не объяснила снохе порядки новой семьи. При этом нужно отметить, что каких-то особых ошибок сноха не допускает, ибо она, как и все девушки, проходит школу этикета в своей семье под руководством матери, наблюдая жизнь соседей, родственников.

Этнологические, антропологические поиски Чеснова заточены на изучение основательного понимания образа жизни чеченцев, их ментальных, психологических особенностей, выявление глубинного смысла этических ценностей, которыми они руководствуются.

Однажды, как он сам пишет, попадает в неловкое положение. Во время первой войны в Чечне, в родовом селе его московского друга, на пикник собирается компания. У костра в присутствии родственника жены, современного молодого человека, приехавшего из Санкт-Петербурга, Ян спрашивает своего друга, как он относится к женщинам. Последовала мгновенная психологическая реакция, друг встает, отходит в сторону и садится у обрывистого берега реки. Почувствовав неладное, он подходит к нему, а московский друг произносит: «Нет, все-таки ты не чеченец».

Почему такая жесткая реакция, что это означает, в чем ее смысл? Какое значение вкладывает в свое выражение московский друг Я. Чеснова? Что это – разочарование, оскорбление, высокомерие, снисхождение? Нет. Здесь нужно основательная интерпретация.

Начнем с того, что вопрос Яна является профессиональным, интеллектуальным, ибо он изучает народную этику, взаимоотношения мужчины и женщины в традиционном чеченском обществе и через это стремится понять ментальность этноса. И это – его исследовательская задача. Он волен задать вопрос, приближающий его к ее решению. Но дело в том, что в народной культуре чеченцев имеются темы, не подлежащие обсуждению, скажем, табуированные тематизмы. В силу этого Ян признает, что его вопрос был неуместным, бестактным.

Подобные вопросы, особенно в присутствии родственников жены, своих родственников, да и не только родственников, чеченцы не допускают и никогда не будут обсуждать. Существует табу и на мат в адрес матери, сестры, жены. С самого детства это известно представителю этого этноса.

Признанием своей ошибки с точки зрения этики чеченцев, он проводит демаркационную линию между культурой друга и своей собственной, как ученого, антрополога, пытающегося понять глубинные ценности народа, которого он полюбил, и который его принял. Ян хотел добраться до основания народной культуры, этического кодекса чеченцев. Хотя это невозможно, но нужно признать, что он в этом вопросе превзошел многих, кто осмысливает эти феномены.

В чеченских семьях учат вежливости, этикету, уважительному отношению к старшему, этической корректности. Употреблять выражения, оскорбляющие личность, просто недопустимы. Как-то известный в стране режиссер, объясняя воинственность, агрессивность чеченцев, заявлял, что чеченцы кладут под подушку ребенка кинжал. Режиссер в данном случае действует по принципу: слышал звон, но не знает, где он. Не имея адекватного этнографического наблюдения, он делает ошибочный вывод. Кинжал носили мужчины, его не клали под подушку спящему ребенку. Между тем этот созданный режиссером мыслеобраз работает на усиление негативного экстраобраза чеченцев.

Изучая народную культуру, Чеснов приходит к выводу: «Для изучения целостности социальной жизни этнограф мобилизует свое не понятийное, а то мышление, в котором фигурируют «как бы понятия», т.е. в ментальном плане концепты (константы) самой культуры, а в плане реалий культуры «тематизмы… Различение констант и тематизмов – первый шаг работы этнографа».

Ментальность основывается на природном и культурном, эмоциональном и рассудочном, иррациональном и рациональном, индивидуальном и общественном феноменах. Ее содержание объемно, многогранно, многуровнево.

У народов Кавказа в основном преобладают этнопсихологические и этноповеденческие типы, которым характерны проявления чувств самого себя, сила воображения, большая чувствительность, культ предков, иллюзии и т.д. В их мышлении как ментальном проявлении имеет четкое место родовое, тейповое, групповое осознание, а в целом национальное осознание и соответствующая им деятельность. Что касается абстрактного мышления, теоретизирования, то это свойство ментальности не выражено четко в их в легендах, преданиях, мифологии, фольклоре. Но это вовсе не означает, что они не могут рассуждать абстрактно, поступать рационально, разумно. Сознательные процессы ментальности кавказских этносов формируется активностью членов этноса, направленностью на предмет, предприимчивостью, осознанием своего «Я», самосознанием.

Тематика осуществленных исследований Чесновым обширна, сопряжена с изучением образа жизни, быта, хозяйства, ментальности, мировидения, генезиса народов Кавказа. Он изучал: их восприятие времени и пространства, отношение к природе и сверхъестественному, понимание возрастов человеческой жизни, богатству и бедности, трудовую мораль, мир эмоций – разные культурные феномены, обнаруживающиеся, проявляющиеся в человеческой личности.

Яна Чеснова обвиняли в том, что он идеализирует чеченцев, не придерживается негативного экстраобраза «злого чечена», хищника, разбойника, созданного в ХIХ в., который дополнялся современной убойной терминологией – бандит, террорист, исламист и пр.

Отвечая, он предлагал разобраться вот в чем: «Если исследователь решил заниматься этикой какого-то народа, то он совсем не обязан вникать и освещать, скажем, проблемы коррупции власти или уголовщины. Но он должен быть внимателен к общественному отношению к подобным вещам, названные пороки не менее нетерпимы в чеченской культуре, чем в какой-то другой». Ян писал, что сейчас меняются и внутренние образы народов (интраобраз – представление народа о самом себе). Этнологическая наука играет в этом свою положительную роль. Что касается чеченцев, то наша наука призвана собрать воедино всю нравственную традицию народа, чтобы ему же ее вернуть, но уже как документ, как доказательство его огромного культурного потенциала. Этнология и, особенно то ее направление, которое занимается народной этикой, служат будущему. Мировому сообществу пора обратить пристальное и доброжелательное внимание к одной из загадочных и прекрасных цивилизаций, которая дала человечеству свое понимание этики.

Ян Чеснов изучал чеченцев изнутри, не так эклектически, как, например, его коллега по цеху В.А. Тишков, сконструировавший чеченцев из этнографического мусора. Его мыслеобразы о чеченцах, а также его критиков разнятся, ибо они используют разные методологии, разные понимания их культуры.

И в этой связи вспоминается статья Клиффорда Гирца, в которой он определяет этнографию как «насыщенное описание», для которой необходима сила научного воображения, открывающего нам жизнь, культуру чужого народа. Такое насыщенное описание в своих работах, посвященных народным культурам кавказцев, давал Чеснов и сила его научного воображения поразительна.

Мысль Яна работает масштабно. Так, он пишет, что в древнерусском и древнегреческом, чеченском и грузинском языках представлено не историческое мышление (надо полагать, что он имеет ввиду линейное, движение от прошлого к настоящему), а осмысление виртуальных социально-нравственных проблем родины. И в этих вариантах выражена забота о совершенствовании человека.

Он не описывает жилище, утварь, количество скота и пр. Он изучает этнос с его эзотеризмом, пытаясь выявить глубинное, потаенное, его душу. В центре его исследования – человек, этнофор, которого нужно принять, каким он есть и понять его. Для этого он применяет методы герменевтики, сам он утверждает, что в своей работе применяет «скользящую, корректирующую методологию».

Опираясь на таких методологов науки, как Пол Фейерабенд, Томас Кун, Имре Лакатош, Николо Абанньяно, этнолога А. Редклиффа-Брауна, отечественного мыслителя М.М. Бахтина, он уделяет значительное внимание парадоксальности народной культуры.

Ему была ясно, что народная культура сосредоточена в умах и сердцах людей, а потому уделял большое значение беседе, живому разговору, юмору, поговоркам, преданиям, общению, смеху, мужскому застолью. Яна сложно читать, ибо в его мыслях отсутствует строгая линейность, последовательность в своей формально-логической, школьной выраженности. Его мысль объемна, она набухает подобно почке на дереве, завязывает бифуркационные энергетические узлы, разматывание которых позволит ученому проложить новый научный путь, создать новые концепции.

Надо полагать, что Ян Чеснов шел к написанию фундаментальной работы о народной культуре, поместив в ее центр человека с его мировидением, ментальными особенностями, со всеми его экзистенциальными проблемами, имеющими как локально-региональные этнические особенности, так и глобально-космополитический характер. Он из тех русских ученых, которые проникали в глубь этнической культуры, пытались изучить всю корневую систему культуры того или иного этноса. Для него в период повсеместного наступления жестокого капитализма, разгула бандитизма в государстве было важно понять душу чеченцев, а через нее различные формы проявления этнической культуры.

Полагаю, что сохранение памяти об этом великом этнографе, антропологе, гуманисте – дело чести каждого думающего исследователя Чечни. Принципиально важно ее увековечить.

В.Х. Акаев, академик АН ЧР, главный научный сотрудник КНИИ РАН, профессор кафедры ЮНЕСКО

Вести республики, №155 (2839) 18.08.2016

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |