Пн, 17 июня, 14:16 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Да будет свет!

Да будет свет!

01.02.2010 16:39

Как часто мы сетуем на то, что современная молодежь не читает книг! Понятно, что мы не имеем в виду чтива типа Донцовой, Устиновой или романов в тонких обложках, когда с третьей страницы уже знаешь, что все злодеи понесут наказание, добро восторжествует, а он и она, конечно же, поженятся. Другой ряд произведений – это Маринина, Акунин, Пауло Коэльи. Перечисленные авторы – это лишь дань моде и вроде бы, попав в приличное общество, стыдно не поддержать обсуждение произведений этих писателей. Нет, речь идет об устойчивом интересе к чтению. Мы провели небольшое исследование: читают ли современные дети? Возраст опрашиваемых был от 13 до 17 лет. И, страшно сказать, но каждый десятый (!) признался: «Читаю редко, не люблю».

В процессе общения со старшим поколением выяснилось, что причин «тыкать в книжку пальчик» было две. Во-первых, на досуге нечем было заняться, а во-вторых, им действительно было интересно читать. К сожалению, сегодняшние дети в большинстве не знают о существовании тех авторов, чьими произведениями зачитывались их родители.

И опять мы провели небольшой опрос среди студентов одного из гуманитарных факультетов вуза республики и выяснили, что некоторые молодые люди не знают, кто такой Мольер и кто автор «Ярмарки тщеславия», у них нет даже на слуху таких фамилий как Конан Дойл, Майн Рид, Каверин … , не говоря о писателях, не входящих ни в школьную, ни в вузовскую программу.

А ведь именно произведения таких писателей будили интерес к чтению. Сейчас дети в основном читают произведения школьной программы, а уроки литературы могут напрочь отбить интерес к чтению на всю оставшуюся жизнь. Здесь все идет по накатанной схеме. Стандартный подход: «биография автора – пересказ произведения – портреты главных героев – понятия любви/ семьи/ чести и др. в произведении» И в итоге получается, что чтение произведений русской и мировой классики превращаются в мучения. Попытки донести до учащихся душевные терзания Татьяны Лариной или Наташи Ростовой – не вызывают ничего, кроме раздражения, а желание учителей навязать еще и свой взгляд на эти вещи только усиливает неприятие. Вряд ли справедливо объяснение: дети не читают из-за того, что им непонятны описываемые в русской классике человеческие отношения. Просто навязывание литературных шедевров в обязательном порядке, да еще и «пережевывание» их по выверенной схеме убивают желание читать не только эти шедевры, но и вообще что-нибудь. Обратите внимание, что в длинном списке рекомендованных школьной программой книг нет ни одного произведения о современном подростке. Можно сказать, что школьная программа, главной задачей которой было и есть развитие интереса к чтению, этот интерес уничтожает.

Все мы хотели бы, чтобы наша молодежь была культурна, образованна, продвинута. Это, несмотря на то, что доступ к самой информации, к хорошим книгам увеличился в несколько раз. Все то, что раньше представляло дефицит, теперь на книжных прилавках в избытке. Море литературы, масса переводов, такого изобилия и широкого доступа к качественной научной и художественной литературе у нас не было никогда. На этом фоне кажется удивительным, что общий культурный уровень снижается.

И опять, к сожалению, но сегодняшняя молодежная культура выстроена на материальных ценностях. Мы шагнули в новую экономическую ситуацию, в обществе поменялись приоритеты и ценности. Вещи социального и экономического престижа – вот что стало важным для молодежи. И если раньше элита была интеллектуальной и имела определенный статус в обществе, то сегодня эта элита властная или экономическая.

Важны не начитанность или эрудиция, а какие-то социальные знаки отличия. Не важно, что ты не знаешь, кто написал «Мещанин во дворянстве», важнее для твоего статуса в обществе «крутая тачка», крутой телефон и часы «Rolex» на руке. Если ты приходил в обществе и не мог поддержать разговор о какой-либо литературной новинке, то это считалось неприличным, в студенческих кругах обсуждались новые имена в литературе, какие-то невероятные открытии. А сейчас, в лучшем случае, при встрече обсудят очередную серию «Спального района» или кто что на выходных посмотрел по DVD. Получается, что быть сейчас умным не модно? Или понятие умности поменялось на что-то иное? Получить высшее образование, не зная ничего, а лишь для «корочки», которая поможет открыть тебе двери желаемого офиса?

В настоящее время, к сожалению, происходит падение общеобразовательной культуры у студентов. Ну, например, кому, как не студентам факультета иностранных языков, где зарубежная литература – одна из основных дисциплин, знать английских, французских и немецких классиков прозы и поэзии. Из двадцати опрошенных, семь человек понятия не имели о Джоне Голсуорси, шесть не знали из какого произведения У.Шекспира слова «нет повести печальнее на свете…», у одиннадцати студентов «Фауста» написал кто угодно, но только не Гете.

Почему молодежь не читает? Многие находят оправдание в том, что изменился ритм времени и восприятия. Сейчас наступила эра визуальной культуры. Молодежь не читает, но зато много чего смотрит: по телевизору, на DVD, Интернет. Можно сказать, что изменилось время, и изменился носитель информации. К великому нашему огорчению этот носитель информации - масс-культура, в которой главное – потребительское отношение к жизни. Происходит падение общеобразовательной культуры молодежи. И в дальнейшем останется что-то вроде «Не тормози! Сникерсни» и ничего более?

Страшно, но изменился вектор ценностей. Мы теперь действуем по принципу: «деньги – это шестое чувство, без которого остальные пять бесполезны». Это умное изречение классика английской литературы Сомерсета Моэма в наши дни, к сожалению, весьма и весьма актуально. Быть образованным – перестало быть престижным. Читать стало не модно. Да и зачем? Есть телевидение, компьютер, Интернет. Это намного проще, чем сидеть и читать 700-800 страниц текста.

Для многих в этой жизни главное слово «хочу» - машину, дом, комфорт. Почему никто не говорит, что ради своей родины, народа я хочу сделать то-то и то-то. В конце концов, посадить дерево и вырастить образованного сына! У нас единственное желание – стать богатым. Это, несомненно, хорошо, но не менее важно стать самым лучшим врачом, учителем, инженером. При таком желании поднимется и общий уровень культуры и образованности.

Бесспорно, чеченская молодежь испытала очень много за эти годы. Но разве не возникла необходимость пытаться наверстать упущенное, благо книжные фонды республиканских библиотек позволяют в настоящее время повысить интеллектуальный уровень молодого человека хотя бы до удовлетворительного.

Психологи утверждают, что все основные книги человек прочитывает до 25 лет, то есть в пору юность и студенчества. Если сегодняшний молодой человек не прочитал Дж. Голсуорси или Теккерея, то, скорее всего, он этого уже потом не прочтет.

И еще хочется остановиться на одной проблеме, тесно связанной с безграмотностью, коя следует из-за элементарного нежелания повышать свой образовательный уровень. Учителя и журналисты – это профессии, которым просто по долгу службы необходимо быть начитанными, дабы не попасть впросак ни перед учениками, ни перед читателями – зрителями. Само слово «начитанность» подразумевает, что человек в своей жизни прочел немало книг.

Получив долгожданную «корочку» о высшем образовании, наши «специалисты» твердо убеждены, что на этом можно закончить с учебой. И на ум приходит умное (извините за тавтологию) изречение – учиться никогда не поздно.

А как же «ученье – свет, не ученье – тьма»? Допустим, у нас еще далеко не светло, и не так темно. И тогда получается, что – серо. А это еще хуже, потому как серость она и есть серость.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |