Мир
Хадижа Кадырова приобрела дорогой препарат для онкобольной девочки из Азербайджана
Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев
Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев
02.02.2023 17:22
На ранней стадии своей истории люди только трудились, о войнах тогда не было и речи. И по мере накопления прибавочного продукта они перешли к его захвату друг у друга. Тогда и появилось оружие, которое стало средством противостояния людей.
Именно с каменных топоров, которые сначала использовались в хозяйственно-трудовой деятельности, началось производство холодного оружия не только на Кавказе, но и во всех древних цивилизациях. Когда люди не знали металлов, все свое оружие - топоры, наконечники стрел, копий и дротиков, пращи, булавы, серпы, ножи - они изготовляли из твердых видов камня, особенно из кремня и обсидиана. Много подобных предметов найдено на территории Чеченской Республики.
Самые древние каменные виды оружия Чечни и Ингушетии - топоры, ножи и т. д. датируются 40 - 4 тысячелетиями до н. э. Они найдены археологами как в горах, так и на равнине.
С открытием металлов - меди, бронзы и железа (IV-I тысячелетие до н. э.) изготовление оружия резко возрастает, но одновременно создаются и кремневые наконечники стрел.
С IV тысячелетия до н. э. на Кавказе внедряется металлургическое производство. Речь идет о медных и медно-мышьяковых предметах. В III тысячелетии до н. э. появляются некоторые виды бронзовых топоров, черенковые наконечники копий, топоры-клевцы, копья-штыки подобные тем, что изготавливались в Передней Азии. Широко были распространены и бронзовые ножи-кинжалы.
Среди оружия Северного Кавказа XIII-IX веков до н. э. ученые выделяют скипетры - литые навершия жезлов. Их всесторонний анализ указывает на Северный Кавказ как на родину и центр распространения жезлов в соседние культуры, в том числе и в степную среду в X-VIII веках до н. э.
Кроме того, на Северном Кавказе археологи нашли и такие виды оружия кобанского периода, как бронзовый двузубец, относившийся к начальническим жезлам IX-VIII веков до н. э., каменные, бронзовые, серебряные и костяные булавы, а также «кистени».
Краткий рассказ о древнем оружии позволяет сделать вывод о том, что оружейное производство среди народов Кавказа, в том числе среди чеченцев, имеет богатую историю, уходящую в глубокую древность вплоть до эпохи палеолита.
До наших дней дошло немало сведений о производстве оружия, в том числе и огнестрельного: ружей (чеч. - мажар топп, нохчийн тoпп), пистолетов (нохчийн тапча), пороха (молха). Наличие у чеченцев «огненного боя, фузей, ружей, свинца» отмечалось русскими источниками еще в начале XVII века.
В былинах, легендах, устных сказаниях чеченцев говорится о чудо-мечах (гоьрда, галакх, даcт, гама, тур), сабле (тур), шашке (гIоьрда, тур, гIама) кинжале (шаьлта), способных перерубить клинок врага, лошадь вместе с седоком, высекать искры из камня.
Отличие сабель, шашек, кинжалов друг от друга, множество видов клейм или имен мастеров говорят о том, что на Кавказе и, в частности, в Чечне имелось кустарное производство, семейный промысел, где мастера из поколения в поколение занимались изготовлением оружия, совершенствуя свое мастерство и технологию.
Чеченцы, как и многие народы, издревле к кузнечному делу и работе кузнеца относились с почтением. Человек, управлявший огнем, подчинивший его себе и познавший таинства железа, пользовался большим уважением. Труд кузнеца среди чеченцев считался престижным. Естественно, наряду с изготовлением оружия кузнец делал предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь и многое другое.
Шашка-Гурда
При общей известности и немалых сведениях о самой популярной на Кавказе шашке Гурда, тем не менее, она является редкой и легендарной.
На клинках Гурды кавказскими мастерами использовалось клеймо «челюсти», которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э. Ленца, позаимствовано у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи и имевших почетную известность.
В чеченских народных сказаниях говорится, что Гурда, словно меч Саладдина, рассекала подушку, а поднесенный к лезвию человеческий волос после дуновения срезался, её клинок рубил все другие клинки.
Доспехи для Гурды не являлись преградой. Своими достоинствами она приводила всех в изумление. Слава о ней уходила далеко за пределы Кавказа. Есть сведения о мастерах, давших клинку название Гурда, но неизвестно точное время ее появления. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая Гурда была редким и дорогим оружием.
Наряду с версией Э. Ленца, записанной им в 1911 году, которую можно и в наши дни услышать от стариков в различных вариантах, в чеченском обществе бытуют еще две заслуживающие внимания версии.
Первая версия. В тайпо-родовом делении чеченцев есть известный тайп (род) айткхаллой, большая часть которого, как и прежде, проживает сегодня в юго-восточной части Чеченской Республики. Тайп славился своими удалыми наездниками и оружейными мастерами.
Аул Айткхаллой (названный именем тайпа) находился на пути перемещения влиятельных чеченских тайпов: беной, гендарганой, цонтарой, аллерой, курчалой, энакалой, гордалой, гуной и многих других.
В старину в ауле были умелые мастера-оружейники. Особой славой пользовались клинки старого мастера, строго хранившего свои секреты. Говорят, что перед ковкой и закалкой клинков он долго молился в мечети, а потом надолго уходил в горы. Клинок мастера имел название Гора да (гIора да), что дословно с чеченского переводится как «владеющий силой», «властелин мощи». Гора да, произносимое слитно на русском языке, в русской интерпретации соответствует слову «Гурда».
В некоторых семьях айткхаллинцев сохранились реликвии, среди которых есть кинжалы, шашки - Терс-маймал, Гурда, сабля Зульфакар. По мнению старожилов тайпа, упадок их оружейного производства можно отнести к середине XIX века. Так, в 1840-1845 годах несколько семей переселились из Айткхаллоя в аул Малые Атаги (ныне Асхабовы, Тарамовы), после того как их село, а также близлежащие аулы в очередной раз были уничтожены царскими войсками. Большинство жителей погибло в боях, в живых остались женщины, старики и дети. Подобное происходило практически повсеместно. Мастера-оружейники гибли в сражениях или вынуждены были оставлять свое ремесло из-за сложностей восстановления производства на новом месте.
Вторая версия. Наиболее распространенной среди краеведов республики является версия о принадлежности шашки Гурда к чеченскому тайпу гордалой (гIоьрдалой).
В ауле Гордали жила большая династия мастеров - умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались ГIордаз (ГIоьрда - имя того же изготовителя шашки Гурды)
Шашка Терс-маймал
Слово «шашка» происходит от черкесского сашхо - длинный нож. Шашка имела слабо изогнутый клинок, защита для руки отсутствовала, рукоять утапливалась в ножны по самую головку. Носилась она лезвием вверх на плечевой или поясной портупее.
Шашка завоевала большую популярность. Отсутствие крестовины, небольшая изогнутость, легкость создают удобства и значительное преимущество. Воин, выхватывающий саблю из ножен, рисковал зацепить крестовиной одежду или ремни. Однако этот риск с шашкой полностью исключался. Без всяких помех ее одинаково удобно было обнажить перед собой пешему и конному воину.
На Кавказе к оружию было немало требований. Клинок шашки прежде всего должен был быть «легким как перышко, упругим как лоза и острым как бритва». Ко всему этому чеченцы достигали гибкости клинка настолько, что его свободно сворачивали и размещали в обычном домашнем сите для просеивания муки.
Кавказская шашка впоследствии завоевала большое признание. Она послужила образцом для шашки, принятой в 1840-х годах на вооружение донскими казаками, а в 1881 году - большей частью русской кавалерии. Кавказской шашкой пользовались также терские и кубанские казаки.
Наибольшей популярностью у чеченцев пользовались шашки Гурда, Терс-маймал (другое название «волчок») и Калдам. Быть обладателем этих шашек являлось большой честью. Имея высокое качество, они стоили очень дорого и составляли предмет гордости не только горцев и казаков, но и офицеров царской армии, служивших на Кавказе.
Есть различные мнения, объясняющие термин Терс-маймал. Одни полагают, что Терс-маймал означает «ревущая обезьяна» (чеч. терс - рев; маймал - обезьяна). Однако мнение краеведа, историка, поэта, посвятившего десятки лет топонимике Чечено-Ингушетии А.С. Сулейманова расходится с мнением ряда ученых. Он считает: «Терс-маймал - клинок особой закалки и особой стали. В основу названия легло арабское турс - щит, маймун - меч...».
Клинкам Терс-маймал была присуща легкость, гибкость, значительная часть их складывалась в кольцо. Им был свойственен особый звон, свист, который они издавали при сильных взмахах, в сражениях и сравниваемый в народе с ревом обезьяны. Проворство, ловкость обезьяны, ее пронзительный крик, способный влиять на психику, послужили, по мнению многих краеведов, поводом для оригинального названия клинка.
Кинжал
Кинжал (шаьлта) является у чеченцев древним оружием. Подтверждением тому служат многочисленные археологические находки на территории республики. В народе кинжалы подразделялись на два вида: биллина шаьлта (клинок с воронением) и куьзга диллина шаьлта (дословно – «клинок зеркальный», т. е. клинок, полированный до блеска).
До XIX века чеченские кинжалы отличались чаще большими размерами. Они имели ребристую поверхность и были сходны с мечами римских легионеров и гладиаторов -гладиусами, но с более удлиненным острием. Их ширина доходила до ширины четырех пальцев (7-9 см), длина - до 60 см, что соответствует размерам гладиуса. Долы (боьра, харш, хир) на ранних кинжалах зачастую отсутствовали или имелись только по одной. Такие кинжалы-мечи в старину еще именовались – чIабдар.
С середины XIX века и особенно к концу Кавказской войны кинжалы видоизменились. Крупные образцы, называвшиеся еще в народе беноевскими, стали вытеснять более легкие и изящные кинжалы, с наличием одного, двух и более долов. Возможно, это произошло с прекращением активных военных действий или под влиянием моды. При этом, как правило, сохранялось высокое качество клинка.
Кинжалы с очень тонким и удлиненным острием, относившиеся к ранним образцам, назывались противокольчужными и широко использовались в сражениях. Их можно встретить и поныне.
Каждый мужчина в Чечне имел кинжал. Его отделка и качество характеризовали владельца. Принадлежность кинжала к национальному костюму, обязательное ношение с черкеской с 14-15 лет способствовали сохранению качеств клинков, улучшению отделки их ножен и рукоятей.
Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Гурда, Терс-маймал, Калдам и кинжалы лучших мастеров ценились очень высоко. Их цена равнялась стоимости дома, лучшего скакуна, многих десятков овец.
Главным украшением гостевой комнаты чеченца являлось оружие. На стенах, коврах развешивались шашки, сабли, кинжалы, ружья и пистолеты. Рядом висела бурка, а также плеть, украшенная серебром. С ними хранилось и дорогое убранство коня (седло, уздечка). И в настоящее время в некоторых домах можно видеть висящее на ковре ружье или дедовский кинжал с наборным поясом.
Чеченцы к оружию относились очень бережно. Подарить кинжал, шашку или обменяться ими символизировало дружбу, установление мира.
Чеченское оружие до конца третьей четверти XIX века не отличалось внешним блеском, парадностью, изяществом оформления. Зачастую джигиты-удальцы предпочитали скромно и частично украшенное оружие. Серебро было дорогим, его использовали экономно. Серебряной рукояти чаще предпочиталась рукоять из рога тура, буйвола, дерева. Дорогую и престижную слоновую, моржовую кость стали использовать больше со второй половины ХІХ века. Известно, что за кинжал, частично украшенный серебром, не взимался налог (закат). Однако за кинжал, имевший сплошные серебряные ножны и рукоять, уплачивался закат в пользу бедных.
Оружие являлось гордостью чеченца. Большое значение имело боевое качество клинка, ружья и пистолета. Высокое качество чеченских клинков было общепризнанным. Постоянная угроза нашествия врагов и могущественных соседних племен способствовала широкому развитию военного ремесла и военного искусства. Чеченские шашки, кинжалы пользовались большим спросом. Их качество казаки ставили в пример другим клинкам, что подтверждалось и старейшинами казачьих станиц Шелковского района в ходе их опроса в 1972 году.
Огнестрельное оружие
Русские послы, чиновники, офицеры, иностранные путешественники в начале XVII века отмечали наличие у чеченцев «огненного боя», «фузей», «ружей». К 1629 году относится первое сообщение о поездках русских стрельцов из крепости Терки в горы для покупки свинца у обществ Мулкой. Капитан генштаба И.И. Норденстамм в описании Чечни за 1834 год сообщает: «Ружья у них вообще хорошие и стреляют метко...их ружья бьют гораздо дальше наших солдатских ружей, и они стреляют лучше наших солдат».
На Кавказе и в Чечне использовалось и завозное огнестрельное оружие: венгерское, крымское, русское и т. д. Однако преимущественно ружья были местного производства и назывались у чеченцев «мажар топп». Огнестрельное оружие делалось и в самой Чечне. Д.Ю. Чахкиев отмечает, что чеченцы и ингуши сами наладили производство сначала фитильного, а затем и кремневого оружия в башенных поселках Шикарой, Карт, Салги, Шуан и др.
Хорошей репутацией пользовалось оружие, которое изготавливалось ауховцами. В 1812 г. А.М. Буцковский отмечал: «Порох делают сами, равно и оружие, чем последним преимущественно аухи занимаются; аухи весьма хорошие делают ружья».
Подобные положительные отзывы говорят о высоком качестве и уровне производства огнестрельного оружия.
В Чечне в XIX веке широко были известны ружья, изготовлявшиеся мастером- оружейником по имени Дуска (1815-1895) из аула Дарго. Качество его ружей, их дальнобойность высоко ценились среди горцев и казаков. По свидетельству старожилов аулов Белгатой и Дарго, мастер Дуска был одним из лучших изготовителей нарезного оружия не только в Чечне, но и на Северном Кавказе.
Ружья Дуски, имевшие хорошее качество и дальнобойность, отличались зачастую внешней простотой отделки. Сохранилось в частном собрании, пожалуй, единственное в республике ружье Дуски, скромно украшенное серебром. Ствол его не инкрустирован, однако сохранил на себе рисунок дамасской стали. Кроме ружей, Дуска изготовлял и пистолеты.
В тот период в ауле работал мастер по имени Бетир-ха (1820-1925), также изготовлявший ружья, пистолеты и клинки. Саймирза Таюбов, 1903 года рождения, отмечал, что его пистолеты отличались хорошим качеством. Их набалдашники (головки рукояти) были из белой кости или черного рога.
Порох в Дарго делали многие, но имена мастеров забыты. Саймирза назвал имя мастера Олхазура - сына Махмы (середина XIX века), изготовлявшего порох. В ауле Белгатой удалось установить имена двух мастеров, также изготовлявших порох. Один из них Оча - сын Ципы (вторая половина XIX века). Имя другого мастера - Сайданур (1820-1930).
К ряду хороших мастеров относился и мастер-оружейник из аула Большие Атаги по имени Мута (предположительно 1830 года рождения). Он изготовлял как холодное, так и огнестрельное оружие, однако предпочтение отдавал огнестрельному. Его ружья, пистолеты имели хорошее качество, пользовались спросом.
Кандидат педагогических наук, знаток истории края, житель Больших Атагов Хамзат Яндарбиев, оказавший немалую помощь в поисковой работе, имел кремневое ружье работы мастера Муты. Ружье 13 лет пролежало в земле, плохо сохранилось. Ранее, работая учителем в школе, Хамзат Шамсадович сдал его в школьный музей и использовал как наглядное пособие. Ствол ружья имел красивую отделку, был изготовлен особым способом по методу скручивания и наматывания металлической ленты на трубу.
У мастера Муты был сын по имени Чапа. В народе его называли Муты Чапа (1850-1943). Чапа также делал ружья, кинжалы, шашки. Однако в последней четверти XIX века, когда время кремневых ружей ушло, он работал только с холодным оружием. Кинжал Чапы (Чапи шаьлта) люди в Атагах еще помнят.
Материал подготовлен корреспондентом ИА «Грозный-информ» по книге Исы Асхабова «Чеченское оружие».
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться:Также в разделе «Аналитика»:
- 13.03.2024 / 18.12
- Исконно чеченские виды спорта
- 31.07.2023 / 16.56
- Общество и тайп Саттой/Саьттой: к истории Шатойского региона Чеченской Республики
- 09.02.2023 / 14.17
- Международный стандарт Emergency: в чем особенность отделения скорой помощи РКБ
- 07.02.2023 / 17.43
- Правила подачи документов на строительство придорожных объектов сервиса
- 02.02.2023 / 17.22
- Шашки, кинжалы, винтовки: какое оружие было у древних чеченцев