Пт, 26 апреля, 11:04 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Галина Морозова: «Вся моя жизнь связана с Грозным… Здесь под бомбами погиб мой сын»

Галина Морозова: «Вся моя жизнь связана с Грозным… Здесь под бомбами погиб мой сын»

16.06.2015 13:08

Меня зовут Руслан. Я чеченец, родившийся в 1959 году в Грозном. Хочу уточнить - мне повезло родиться именно в Грозном, так как мои сверстники родились либо в Казахстане, либо в селах, после возвращения на родину из депортации.

Фото с сайта grozny.eu

Мой отец тогда устроился на работу на грозненский кирпичный завод, и наша семья квартировала в частном доме русской семьи.

Когда мне было пять лет, мать, как передовик производства мебельной фабрики «Терек», получила двухкомнатную квартиру в районе консервного завода. Это был тот редкий случай, когда чеченцам давали собственную квартиру. Наш большой двор, вокруг которого стояли три четырехэтажных дома, был своеобразным образчиком интернационального состава тогдашней Чечено-Ингушетии.

Сотни семей жили здесь как единая большая семья. Женщины вечерами собирались на лавочках семечки пощелкать да посплетничать; мужчины, как обычно, затаривались из соседнего ларька свежим пивом и забивали «козла».

Среди нас, подростков, царила дружба. Разве что междворовые пацанские войны тогда никто не отменял. Забредет, скажем, парень с чужого двора к нам, так мы ему пендюлей отвешивали. Попадалось и нам.

Однажды парень с соседского двора по имени Афоня, намного старше меня, остановил меня и для острастки дал подзатыльник. Не со зла, а так, профилактики ради. С чувством выполненного долга он оставил меня в покое и пошел прочь. И тут мне на глаза попался лежащий камень, круглый как шарик. Я даже не старался специально попасть в него. Взял кругляш и бросил навесом. Он попал прямо в голову Афони. Он за мной, я деру. Тогда я учился в начальных классах, а он был уже старшеклассником. Афоня быстро догнал меня. Я видел кровь с его головы. Он размахнулся сильно, но… дал пару затрещин и пошел прочь.

После этого случая у меня долгое время не было кровавых «разборок».

Прошли годы, я поехал учиться в Ростов-на-Дону. Вот здесь земляческих разборок было немало. Самые банальные бытовые драки между чеченскими студентами и различными землячествами. Была даже драка с африканскими студентами, но это так, для экзотики. Чаще всего дрались с ростовскими уркаганами, любящими повторять «Одесса - мама, Ростов - папа». Могу заверить в одном – дрались до крови, но без применения каких-либо подручных средств.

Вернувшись после учебы домой, я, уже зрелый человек, работая в республиканской молодежной газете, часто писал об интернациональных отношениях в Чечено-Ингушетии. Мне нравилось слушать и писать о сложившихся здесь добрых связях между представителями многих десятков различных национальностей. Помню, по последней советской переписи, население Грозного в 1989 году составляло свыше 410 тысяч человек. Из них в Грозном жили 210 тысяч русских.

С началом известных событий 90-х годов произошел отток русскоязычного населения. Первыми исчезли цыгане, затем начали уезжать евреи, армяне, русские, ингуши и т.д. Было больно смотреть, как уезжали мои одноклассники и просто знакомые ребята и девчата.

Муссирующиеся слухи о возможных военных действиях только усиливали поток уезжающих. В первую очередь продавала свое имущество самая обеспеченная часть из числа русскоязычного населения, а перед самой войной уезжали менее состоятельные, продавая все за незначительные суммы.

Война уравняла всех. Те, у кого что-то было, стали такими же, как и те, у которых было немногое.

Я не буду говорить о жертвах войны. С обеих сторон полегли десятки тысяч невинных людей. Война не действует избирательно. Для молоха войны все люди одинаковы.

Мне хочется говорить о тех, кто не ожесточились, видя человека иной веры, иной национальности. У них, у которых имеются свои определенные счеты, будь то к федералам или боевикам, остались простые человеческие чувства, такие как сострадание, милосердие. Не исчезла из межчеловеческих отношений душевная доброта.

У меня был сосед дядя Ваня. Он родился в 1918 году. В голодные 30-е годы его семья переехала с Поволжья в Грозный. Он часто вспоминал, как с точильным станком ходил по чеченским селам, точил ножи, ножницы и всякую другую мелочевку. За это он получал молоко, сметану, яйца, сыр и т.д.

«Мы хорошо тогда жили, у нас дома всегда была еда»,- говорил дядя Ваня.

В одном он до самой старости был убежден - Грозный всегда был русским городом, и в этом его никто не мог разубедить.

«Чеченцы в Грозном не жили, их туда пускали разве что привозить сельхозтовары на рынок. У нас во всем районе не было ни одной чеченской семьи»,- рассказывал он, как о чем-то само собой разумеющемся.

В промежутке между первой и второй войной дядя Ваня свалился с дерева и попал с переломом бедра в больницу. Из-за того, что он курил самосад, его даже положили в отдельную палату. В это время скончалась тетя Аня – его больная жена. Я помню, как всем миром ее хоронили - ингуш сколотил гроб, армянка искупала и вместе с чеченкой одели в последний наряд. Я нашел место на кладбище, вместе с соседями выкопали могилу и по-человески похоронили. А как же иначе! Когда позже приехали их сын и дочь, они со слезами благодарили нас, соседей.

В те страшные годы было множество примеров, когда русские и чеченцы помогали друг другу в самых тяжелых ситуациях. И не только делили последнюю булку хлеба. Чеченцы спасали русских от откровенных бандитов, русские спасали чеченцев от пьяных контрактников.

Годы лихолетья прошли, жизнь пошла своим чередом.

Недавно прочитал на сайте «Планета.ру» о проблеме русского населения в Чеченской Республике и конкретно - в городе Грозном. Говоря о том, что они живут среди очень дружелюбных и хороших людей из коренного населения, особо отмечается такой факт: русские вынуждены жить в совершенно чуждой культурной и религиозной среде. Все это суммируется и получается очень плохо, очень тяжело. Для оказания им помощи имеются некие добровольцы, которые совершенно бескорыстно хотят помогать этим людям.

Что ж, оказание помощи обездоленным людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, это благородно. И эта помощь никогда не будет лишней.

По словам Олега Петухова, помощника министра по национальной политике, внешним связям, печати и информации ЧР, в Грозном проживает до двух тысяч русских. В основном это люди пожилого и престарелого возраста.

Он категорически не согласен с интерпретацией формулировки, в которой говорится о том, что русские живут в совершенно чуждой культурной и религиозной среде. Здесь, возможно, подразумевается некая агрессивность местного населения к этим старикам.

«Я сам русский, приехал с Ростовской области. Здесь со мной моя семья. Могу однозначно заверить, что более благоприятной обстановки и не пожелаешь. Здесь не матерятся, не пьют на каждом углу, нет отчужденности. Разве мало примеров по стране, когда, прожив годы на одной лестничной площадке, так и не знаешь имени соседа? Я уже не говорю о том, чтобы ходить друг к другу в гости. Такого «соседства» здесь в принципе нет. В горе, в беде в радости здесь все вместе»,- говорит Олег.

По его мнению, сама идея акции «Планета.ру» по оказанию помощи одиноким русским старикам Грозного хороша тем, что о них вспомнили, спустя десятилетия. Но почему именно сейчас такие проблемы, как голод, отсутствие средств к существованию, крыши над головой отошли в прошлое?

«Да, они не живут богато, у них маленькие пенсии, возможно, в чем-то приходится отказывать. Но разве таких бабулек и дедулек мало по стране? Или та чашка супа, которой хотят угостить волонтеры «Планеты ру», стоит того, чтобы они всю свою оставшуюся жизнь помнили о ней с безграничным чувством благодарности? Почему им не помогали, когда не было ни крыши, ни пенсии, ни личной безопасности? Может, тогда опасно было ехать в Чечню и было не до них?» - вопрошает О.Петухов.

Теперь о самой акции по сбору средств на проект помощи одиноким русским старикам в Чечне. Планируется собрать 900 тысяч рублей. На эти деньги планируется 4 раза по две недели прилетать в Грозный. С учетом того, что речь идет о двух барышнях-волонтёрах, то на перелеты, проживание, питание, различные накладные расходы, да еще и оплату труда волонтеров уйдет львиная доля средств. А это нужды, не связанные с главной целью проекта. Спрашивается, стоит ли овчинка выделки? Кстати, об оплате. Есть хорошее русское слово – «доброволец», чья деятельность подразумевает бескорыстную работу во благо и во имя…

Пиар-проект стоит слишком дорого. Но что до этого пиара нашим старикам, которые живут одиноко в своих жилищах. У некоторых из них имеются дети в различных уголках России. Чашка благотворительной похлебки не согреет сердце одинокого старика. Вот и получается, что суть проекта не актуальна.

И добрые люди, которые решили помочь старикам деньгами, так и не узнают, куда ушли их деньги – на стариков Грозного или на очередной амбициозный пиар-проект.

По мне, так лучше, чтобы на эти средства накормили бездомных людей, не выезжая при этом за пределы Москвы. Своих стариков мы в состоянии и сами прокормить. Причем без шума и пыли, без фанфар, просто так, по-человечески.

Методом «сарафанного радио» я решил поспрашивать о житье-бытье своих русских земляков. Вот некоторые их рассказы.

Галина Морозова, 62 года, замдиректора грозненского лицея №1 по научной и методической работе.

«Вся моя жизнь связана с Грозным. Здесь я работала учительницей математики. В 1995 году под бомбами погиб мой сын. Наш дом был разрушен. Второй мой сын жил и работал в Киеве, но его недавно сократили, и он вынужден переехать на Ставрополье. Имею звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики». Пять лет назад Глава ЧР Рамзан Кадыров вручил мне ключи от новой квартиры. У меня все как у людей. Единственная неприятность была в том, что по возрасту меня решили отправить на пенсию. Это меня сильно расстроило, так как не представляю дальнейшую жизнь вне школы. Но недавно выяснилось, что благодаря моему званию я могу продолжить свою работу. Так что благотворительный обед моих проблем не решил бы».

Татьяна Василихина, 58 лет, работает в Центральной городской библиотеке.

«Я довольна жизнью. Меня ценят на работе, уважают, со всеми ровные, нормальные отношения. Два года назад у меня появилась возможность совершить паломничество по святым для христиан местам в северо-западных регионах России вплоть до Соловецких островов. Поездка осуществилась благодаря финансовой помощи, оказанной главой республики Рамзаном Кадыровым. Он также подарил микроавтобус на нужды православных республики.

Кстати, здесь уделяется большое внимание вопросам православного христианства. Так, после окончания военных действий в Грозном одним из первых восстановленных объектов стал грозненский храм Архангела Михаила. Я могу также заверить в том, что более пятидесяти православных кладбищ по всей территории республики ежегодно приводятся в надлежащий вид. Заметьте, эту работу делают мусульмане. Так о какой чуждой религиозной среде идет речь? Как верующая православная, могу сказать о такой традиции, как откушать в трапезной храма. Когда я бываю в церкви, я тоже там обедаю, отдавая дань традиции. Там бывает немало одиноких стариков, для которых такое собрание в трапезной становится местом для общения, а не утоления голода. Что касается предполагаемой акции, то по мне лучше было бы собранные деньги передать для совершения паломничества или же строительства воскресной школы. Детей пока мало, но я уверена, что они тоже скоро появятся».

Светлана Денисова, 52 года, врач-нутрициолог (специалист по питанию).

«Вместе с мужем приехала из белорусского города Барановичи летом 2011 года. Я специалист с 32-летним стажем лечения детей, больных ДЦП. Из них 12 лет - оперирующий врач ЛОР-сурдолог. Два года работала в Грозном бесплатно. Мой муж Николай - психолог-нутрициолог, консультант по охране здоровья.

Для нас было полной неожиданностью, когда летом 2011 года нам позвонили из мэрии и сказали, что «благо должно быть вознаграждено» и попросили явиться для получения квартиры. Так что мы теперь грозненцы с четырехлетним стажем.

Я человек откровенный и могу сказать однозначно: в нашем Грозном абсолютно спокойно и безопасно. Если бы это было не так, нас уже здесь не было бы».

Вот такие люди живут в Грозном. И это малая часть русского населения, проживающего в республике. Не у всех все хорошо. Здесь живет немало одиноких стариков, у которых никого не осталось, а если и есть, то давно позабыты-позаброшены. Они сами не хотят никуда переезжать, если бы и было к кому. Недаром старики говорят: «Невозможно старый дуб, каким бы он крепким ни был, пересадить на новое место. Не приживется. Так и люди, прожившие всю жизнь на одном месте, не смогут жить в другом, пусть даже там будет райская жизнь».

Руслан Рустемарк

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.

Теги: Грозный, Рамзан Кадыров, Путин, Чеченская Республика, Москва, Россия.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |