Мир
Не только Украина: Фон дер Ляйен закатила истерику из-за России
USD 79,4302 EUR 93,8054
Главная » НОВОСТИ » Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение
10.08.2007 18:22
Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают фор¬мирование:
- потребности общения с природой, интереса к позна¬нию ее законов и явлений;
- установок и мотивов де¬ятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждение в необходи¬мости сбережения природы, сохранения своего и обще¬ственного здоровья;
- потребности участия в практической деятельности по изучению и охране приро¬ды, пропаганда экологических знаний. Экологическое обра¬зование призвано формиро¬вать знания о природе, вза¬имодействия общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников в той или иной мере всегда сочетая обуче¬ние и воспитание, направле¬на на формирование эколо¬гической ответственности к окружающей среде.
Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чув¬ства - эмоциональную сфе¬ру, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.
Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания.
Основные направления в области экологического вос¬питания возможны только на основе учета современности в целом, выявлении основных целей, сущности и противо¬речий в нем, а также выво¬дов педагогической науки о современном состоянии, направлений и подходов к вос¬питанию в настоящее время.
В настоящее время сущ¬ность экологического воспи¬тания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи бу¬дущего этапа развития циви¬лизации. Поэтому экологи¬ческому воспитанию придает¬ся общественное значение.
Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, кото¬рые являются основными компонентами всей системы. Каж¬дое звено представляется в пос¬ледовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимо¬действуют в процессе органи¬зации экологического воспита¬ния.
В результате экологическо¬го воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гумани¬тарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность лич¬ности в понимании единства человека и природы. Справед¬ливо высказывание И.В. Цвет¬ковой о том, что формировав¬шееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в резуль¬тате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологичес¬ком воспитании. Процесс фор¬мирования экологического ми¬ровоззрения является сложной задачей педагогики. Оно опре¬деляет систему ценностей, со¬ответствующее им отношение и поведение к природе, челове¬ку, обществу.
Отношение как элемент сис¬темы экологического воспита¬ния характеризуется психологи¬ческими установками школьни¬ков к природному и социаль¬ному окружению. В них прояв¬ляется система ценностей, вы¬ражающих сформированное мировоззрение. Отношения от¬ражают психологический строй школьников, особенности вос¬приятий им экологических про¬блем. Экологическое воспита¬ние должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружаю¬щую среду перед будущими по¬колениями и отражает гармо¬ническое сочетание личных и общественных интересов.
Серьезнейший экологичес¬кий кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переос¬мыслить все достижения миро¬вой цивилизации. Приблизи¬тельно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда пе¬ред человечеством впервые так остро встала проблема уничто¬жения всего живого в связи промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
В связи с глобальным эко¬логическим кризисом необхо¬димо выяснить, какие отноше¬ния человека и природы мож¬но считать гармоничными, как человеческая деятельность вли¬яет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического вос¬питания соотносится с положе¬нием дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологи¬ческим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уро¬вень экологической культуры прямо пропорционален эколо¬гической обстановке в мире, находится в прямой зависимо¬сти от экологического воспита¬ния.
От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выжи¬вания человечества, сможет ли человек остаться на нашей пла¬нете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дис¬циплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов проти¬водействия вымиранию и ги¬бели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подой¬ти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как дос¬тижений цивилизации, так и всего законодательства.
Экологическая ответствен¬ность напрямую связана с эко¬логическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение пред¬видеть ближайшие и отдален¬ные последствия своих дей¬ствий в природной среде, кри¬тическое отношение к себе и другим. Соблюдение мораль¬ных требований, связанных с отношением к природе, пред¬полагает развитие убежденно¬сти, а не страха за возможное наказание - осуждение со сто¬роны окружающих.
В соответствии с Програм¬мой мероприятий по реализа¬ции Концепции экологическо¬го образования и воспитания подрастающего поколения, ут¬вержденной постановлением Кабинета Министров РФ от 3 февраля 1997 года за №137, министерства образования, культуры и здравоохранения РФ и Министерства экологии и природных ресурсов РФ утвер¬дили национальную программу экологического образования, в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, вырабо¬танные ООН, ЮНЕСКО опре¬делены собственные специ¬фические периоды роста и развития системы экологи¬ческого образования и вос¬питания. Среди многочислен¬ных проблем особое место за¬нимают углубление и расши¬рение комплексных экологи¬ческих знаний среди школь¬ников.
Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает боль¬шой объем экологических зна¬ний, умений и навыков, реализующих требования в на¬правлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологи¬ческой ситуации важна эко¬логизация всей системы образования и воспитания под¬растающего поколения. Од¬ним из важнейших принци¬пов экологического образова¬ния считается принцип непре¬рывности - взаимосвязанный процесс обучения.
Характерной чертой отно¬шений, выработавшихся в процессе экологического вос¬питания, является гармонич¬ное сочетание долга и убеж¬дений в решении задач по изучению и охране природы.
Ценности. Этот элемент экологического воспитания имеет целью создание цен¬ностных ориентации, духов¬ных, социальных, которые бы приобретали личностный ха¬рактер, характер твердых убеждений в незыблемости принятых принципов и уста¬новок.
Воспитание таких ценнос¬тей, как лично значимых, фор¬мирует личность школьника.
Поведение - представля¬ет в экологическом воспита¬нии обобщающий элемент. Оно будет признано экологи¬чески грамотным, если соот¬ветствует сформировавшему¬ся мировоззрению, соответ¬ствующим ценностным ориентациям и отношению к своим поступкам, к природе. Пове¬дение школьника, его поступ¬ки дают возможность реаль¬но судить об эффективности экологического воспитания.
Таким образом, экологи¬ческое воспитание осуществ¬ляется на основе личностно¬го подхода и направляется во взаимодействие всех элемен¬тов, имеющих общую цель овладение экологической культурой, ценностностным и сознательно ответственным отношением к природе и че¬ловеку, которое должно выра¬жаться в экологообразной деятельности.
Б. Муртазалиева «Вести республики» №113, 9 августа 2007 г.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter
Поделиться: