Вт, 19 марта, 13:45 Пишите нам






* - Поля, обязательные для заполнения

rss rss rss rss rss

Главная » НОВОСТИ » Аналитика » Шейх Кунта-Хаджи - человек, который призывал к уважению и любви ко всему живому

Шейх Кунта-Хаджи - человек, который призывал к уважению и любви ко всему живому

11.07.2020 12:10

Всевышний одаривает разные народы людьми, которые становятся, образно говоря, путеводителями. Особенно это явление имеет высокую значимость, когда речь идёт о религии. Став примером воплощения религиозных постулатов, они оставили в памяти народа глубокий след. Таким является и шейх Кунта-Хаджи.

Кунта-Хаджи родился в селении Иласхан-Юрт в бедной семье Киши и Хеди. В этом селе прошло его детство. Он рос тихим ребёнком, любил уединение. Его отца звали Киши, а мать Хеди, она была из рода чартой. Дети Киши: сыновья Мовсар, Кунта, Муцу, Висха, Мовсуд (он умер маленьким), дочери Мата (она была из детей самая старшая) и Хапта. Отец устаза Киши скончался в Иласхан-Юрте, там же находится его зиярат. Хеди скончалась за 7 лет до ареста Кунта-Хаджи, она похоронена в Эртане, там же находится её зиярат. Муцу и Мовсуд скончались в Иласхан-Юрте. Мата скончалась в Автурах и похоронена там же, имеется зиярат. Хапта скончалась в селе Гуни и похоронена там же, имеется зиярат. Мовсар умер в Турции, похоронен в провинции Джейхан. Висха также умер в Турции.

У Кунта-Хаджи были две жены: Седа и Жансари. Семья Седы: Махма, Мовли, Хизир, Асет и Субар. У Жансари детей не было. Духовное образование Кунта-Хаджи получил у накшбандийского шейха Гlеза-Хаджи из Зандака, будучи его последователем до совершения хаджа, после которого он присоединился к ордену Къадырия.

Кунта-Хаджи проповедовал идею нравственного очищения и искреннего служения Всевышнему. Постоянный труд над собой ради довольства Аллаха через преодоление слабостей духа. Его учение всецело отражает такое понятие в Исламе, как джихад против дурных свойств души. И этот путь самый сложный. Призывая к скромности и смирению, он при этом обучал своих мюридов не обособляться, любить других устазов и их последователей. Категорически был против расколов и распрей. Он говорил: «Не делите людей на князей и рабов, на местных и пришлых…Уважайте всех устазов, все учения, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном они сходились». Он осуждал пренебрежение к беднякам. Однажды в Цоцан-Юрте верующий спросил Кунта-Хаджи: «Я хочу надеть на свою голову чалму. Правильно ли это?» Кунта-Хаджи ответил: «Сначала обвяжи свое сердце чалмой, очищаясь от греха и пороков, а затем голову. Если ты хочешь носить чалму не ради Аллаха, а ради славы, оставляя при этом грязным своё сердце, то это обернется против тебя».

Описывая своих последователей, святой давал очень яркую характеристику: «Мой мюрид должен быть похож на землю. Потому что земля выдерживает все, что на нее положат, несмотря на то, чистое это или грязное. Мой мюрид должен быть, как земля, терпеливым. Земля всему сущему дает пользу, и мой мюрид должен приносить пользу, а не вред».

Кунта-Хаджи призывал к уважению и любви ко всему живому: «…Любите друг друга, поддерживайте друг друга, будьте по-настоящему братьями друг другу. Только любя веру в душах каждого из нас, вы любите веру подлинную, а не мифическую. Никто и ничто: ни холодное звёздное небо, ни животные, не наделённые разумом, не способны воспринять и осмыслить святое чувство веры, кроме людей, таких, как и вы».

Во время Кавказской войны Кунта-Хаджи призывал народ прекратить кровопролитие. Он был против войны, видя то, что она ведёт к физическому уничтожению целого народа. Его призывы к миру, по сути, были революционными. Пацифизм. Ведь Кунта-Хаджи апеллировал не к устоям, а к душе человека. То есть, обычаи и Шариат Кунта-Хаджи призывал соблюдать, но он стал противостоять доктрине «до последнего». Это, например, можно было бы увидеть в высказываниях крупного улема тех времен, теоретика вооруженного джихада суфиев XIX века Мухьаммада Эфенди аль-ЯрагIи: «Итак, смерть или победа! Здесь нас привлекает свобода, там – рай, нужно сделать выбор, почему мы медлим? Боритесь – и вы будете свободными, умрете – и вы будете счастливы. Вашим первым желанием должна быть свобода, а последним – ненависть к неверным! Сколько бы ни было врагов, мы должны победить». Сложность военно-политической ситуации тех времён заключается в том, что российская экспансия столкнулась не просто с вооруженным сопротивлением, а с людьми, взявшими оружие в руки, религиозно мотивированными и пострадавшими от жестоких действий царских ставленников. Также надо учитывать тот факт, что итогом джихада не является полная ликвидация мусульман на той или иной территории. Соответственно, решения военного характера принимаются соразмерно сложившейся ситуации. Фактически поставленные на грань вымирания чеченские общества далее не могли себе позволить вести войну. И этот фактор стал одним из важных в том, что учение Кунта-Хаджи приобретало широкую популярность.

Кунта-Хаджи об отношении в обществе: «Уважайте старшего по возрасту, ибо он многое пережил. Уважайте младшего, ибо он, возможно, не успел ещё много согрешить. Мюрид должен уважать каждого человека, ибо только таким образом его душа будет оставаться спокойной…».

К сожалению, его просветительская деятельность продолжалась недолго. Царская власть испугалась растущего влияния, усмотрев в объединении мусульман мотивы к сопротивлению. 3 января 1864 года, по доносу, личным распоряжением Великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован. Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильственных действий. На этапе Кунта-Хаджи был разлучён со своими мюридами и один направлен в ссылку в город Устюжна Новгородской губернии.

Арест Кунта-Хаджи вызвал у его последователей желание освободить своего устаза. Несколько тысяч мюридов, в том числе женщины, собравшись в Шали у русской крепости, потребовали его освобождения. Получив отказ, собравшиеся побросали огнестрельное оружие, совершили омовение в ледяной воде Басса, осознавая, что это будет их последний ритуал. Когда безоружные люди подошли к шеренгам на расстояние 30 сажень, они были расстреляны артиллерийскими и ружейными ударами. Погибло около 400 человек. В числе погибших было и 6 женщин, переодетых в мужскую одежду.

После шалинской трагедии начались репрессии в отношении приверженцев Кунта-Хаджи: уличенные в этом немедленно ссылались в Сибирь. Не долго царская администрация ликовала. Как справедливая реакция на произвол, учение широко распространялось. После Шалинской трагедии учение было запрещено и ушло в подполье. Но это не помешало его распространению, так как уставшие от беспощадной войны люди нашли близкие им принципы в словах устаза. Неразумные действия царизма усилили и без того большое взаимное недоверие: власть не стала ближе к народу.

В этой связи никак иначе, как чудом, произошедшим по милости Аллаха, называю этот благой факт – принятие Ислама в Ингушетии. Не будет преувеличением, если сказать, что слово устаза победило.

Известно, что имам Шамиль пытался силой оружия распространить религию. Было ли так много мусульман среди ингушей тех времён, чтобы обеспечить успех миссии устаза? Нет. Он уповал на волю Творца и с добром пришёл к своим братьям. Передают, что прежде чем отправиться в Ингушетию, в Эртан-Корт, Киши-Хаджи сделал мольбу за ингушей: «О Аллах, я прошу тебя, разреши мне пойти в Ингушетию, чтобы донести до них все ценности ислама. О Аллах, я прошу у тебя этого не для того, чтобы люди славили меня и слагали легенды обо мне. Я прошу это для того, чтобы принести свет Ислама в души праведных, выбравших ислам в день предопределения».

В 1847 году устаз, по воле Аллаха, стал причиной окончательного принятия Ислама ингушами. Устаз так говорил об ингушах: «Ингуши приняли меня, проявляя ко мне, бедняку, очень красивый адат. Любите их и уважайте. Они мои мюриды и ваши братья». Его же слова: «Уважайте и любите ингушей! Къонахи из Ингушетии приняли меня как самого дорогого гостя! Если они направятся к вам в качестве гостей, то встретьте их, проделав больше половины их пути!».

Существует мнение, что Кунта-Хаджи оказал благотворное влияние на философские воззрения великого русского писателя Льва Толстого: его идея о ненасилии оказало огромное влияние. Известно, что молодой Толстой, служа на Кавказе, (1851-1854), был лично знаком с Кунта-Хаджи и подолгу беседовал с ним о суфизме, нравственном совершенствовании, как необходимом условии полноценного существования человека.

Также можно упомянуть и следующий факт. Дореволюционный историк И. Попов в 1866 году (в ссылке) имел личную встречу с Кунта-Хаджи. И вот что он сообщает о своём впечатлении об этом святом: «Беседуя с ним, я был поражен его тактом держать себя, его умением вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек».

Кунта-Хаджи учил мюридов, что они должны жить простой жизнью: «Не стремитесь к земным почестям. Земные почести — иллюзии. Радуйтесь и гордитесь тем, что вы равные среди равных. Если обнаружите, что больше знаете или больше имеете — спешите отдать, ибо то, что вы не отдали — пропало. А то, что вы отдали, станет свидетелем в Судный день».

Кунта-Хаджи оставил ряд трудов. В ЧР проводится работа по составлению единого сборника. Работа, без сомнений, ответственная.

В его честь в республике названы улицы и социальные учреждения. Единственный на Северном Кавказе Исламский университет, расположенный в Грозном, назван именем Кунта-Хаджи. Духовный императив, как шанс на спасение - вот, что видит человек в высказываниях святого. Учение Кунта-Хаджи по сей день близко верующим. Его слово отражает суть исламского воспитания и мировоззрения. Будучи одним из лучших примеров для следования, он стал причиной сохранения нашей религии и укрепления веры.

Джамбулат Сардалов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Добавить комментарий




Комментарии

Страница: 1 |